UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война и погребение: все ли урегулировала Верховная Рада?

Автор: Лаборатория законодательных инициатив

Из года в год украинцы сталкиваются с вечной проблемой на кладбищах критически не хватает мест для погребения умерших. В частности по состоянию на 2022 год (сейчас это последний официальный отчет Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры) громадам дополнительно были нужны как минимум 389 мест для погребения (то есть кладбищ, колумбариев и т.п.).

И это только первый и самый очевидный вызов. Что делать, в частности на законодательном уровне, чтобы хотя бы уменьшить масштаб проблемы с погребением в Украине? Разбиралась Лаборатория законодательных инициатив.

Читайте также: Рада определила новое место для Национального военного мемориального кладбища

 

Нерешенные проблемы

Несмотря на то, что за 20-летнюю историю своего существования профильный Закон «О погребении и похоронном деле» подвергся многим изменениям, значительное количество его положений до сих пор требуют доработки. Это подчеркивают как представители органов власти, так и общественный сектор. Проблем в этой сфере много, но самыми актуальными на сегодняшний день остаются следующие:

 

  1. Отсутствие широкого спектра альтернативных способов погребения.

Профильный Закон «О погребении и похоронном деле» предусматривает применение в Украине трех видов погребения: 1) закапывание гроба с телом умершего в могилу; 2) сжигание гроба с телом умершего в крематории с последующим закапыванием урны с прахом в могиле или размещением ее в нише колумбария; 3) развеивание праха умершего. Сейчас первый вариант остается самым популярным способом захоронения. Однако здесь возникает проблема ⸺ на кладбищах элементарно не хватает мест.

Показательно, что по состоянию на 2022 год самая большая потребность в строительстве новых кладбищ наблюдалась во Львовской (нужно еще 45 кладбищ), Закарпатской (41), Киевской (32) и Днепропетровской (31) областях. Лучше ситуация с функционированием мест погребения в Запорожской (не нуждается в дополнительном кладбище), Сумской (необходимо обеспечить еще два) и Волынской (нужно еще четыре) областях. Однако в целом, за исключением Запорожской области, во всех регионах Украины в той или иной степени есть потребность в обустройстве новых мест погребения.

Этой проблеме можно было бы помочь, если бы в украинском законодательстве было закреплено больше альтернативных видов погребения умерших. Но сейчас Закон «О погребении и похоронном деле» предусматривает только один такой способ — кремацию. Другие альтернативные виды погребения в Украине не узаконены.

  1. Нормы действующего законодательства содержат препятствия для популяризации кремации как альтернативного способа погребения.

Эта проблема имеет два аспекта. Во-первых, законодательство определенным образом ограничивает возможность реализовать право на кремацию. Это проявляется в том, что крематории могут функционировать только в крупных городах с населением более миллиона человек. Поэтому сейчас соответствующие заведения действуют лишь в Киеве, Харькове и Одессе.

Во-вторых, согласно украинскому законодательству, крематории могут находиться только в коммунальной собственности. Поэтому даже созданный с привлечением частных средств крематорий все равно будет в собственности органов местного самоуправления. Соответственно, частным инвесторам невыгодно вкладывать финансы в объекты, которые они не смогут эксплуатировать.

  1. Коррупция в процессе выделения мест для погребения на кладбищах.

Согласно требованиям закона, места на кладбищах должны выделять бесплатно. Но на практике очень часто наблюдается кардинально противоположная ситуация. Причина — отсутствие достаточной территории для расположения могил и неприменение альтернативных способов погребения. Таким образом, тот, кто хочет провести погребение «на особых условиях», может приобрести соответствующее место за определенную плату. Такая незаконная деятельность типична для многих регионов Украины. В течение последних лет СБУ и органы прокуратуры разоблачают масштабные коррупционные схемы, которые позволяют должностным лицам получать неправомерную выгоду за содействие в выделении мест для погребения. Недавно такие инциденты случались в Днепре (2022), Харькове (2023) и Киеве (2023). Стоимость такой «услуги» колеблется от 10 тыс. грн до 2 тыс. дол.

Читайте также: Могилы, которые не навещают

 

Новый вызов: военные погребения

С начала полномасштабного вторжения органы власти начали уделять особое внимание законодательному регулированию погребения жертв российско-украинской войны. Так, в июне 2023 года депутаты Киеврады утвердили решение, которым унифицировали военные погребения на кладбищах столицы, в августе правительство утвердило экспериментальный проект строительства Национального военного мемориального кладбища, а в сентябре в повестку дня ВРУ включила вопрос о рассмотрении законопроекта №7018 об усовершенствовании сферы погребения. Но такая активность представителей украинской власти лишь частично отвечает запросам общества.

Яркий пример — ряд скандальных инцидентов, сопровождающих строительство военного кладбища в Киеве, идея проектирования которого возникла еще в 2011 году. У истории создания этого объекта есть две ключевые проблемы. Во-первых, за 13 (!) лет Национальное мемориальное кладбище так и не удалось построить. Дальше обсуждений и хайпа эта тема не продвинулась. Во-вторых, в течение длительного времени власть не могла прийти к соглашению о месте расположения военного кладбища. Как следствие, его возможную локацию меняли трижды.

Сначала правительство предложило создать его на Лысой горе, но такое решение не поддержали экологические общественные организации. Потом выбор чиновников остановился на территории Быковнянского леса. Эту идею полностью поддержали семьи погибших военных, однако во время принятия окончательного решения их позицию так и не учли. В итоге в августе 2023 года место расположения Национального военного мемориального кладбища изменили в третий раз.

Читайте также: Военного кладбища на Лысой горе Киева не будет – решение горрады Киева

На этот раз Кабмин выбрал территорию Гатненской сельской территориальной громады Фастовского района Киевской области. Предполагается, что именно здесь до июля 2025 года наконец появится специальное место для почетного погребения военных. Однако сейчас многие семьи погибших в ожидании этой даты держат прах воинов дома либо же сохраняют его в крематориях. Кроме того, семьи павших воинов, не соглашаясь с выбранной правительством локацией, считают, что военное кладбище все же должно располагаться в пределах Киева.

 

Законодательные инициативы есть, а сдвигов в решении проблем нет

Очевидно, что действующая редакция Закона «О погребении и похоронном деле» требует существенной доработки. Учитывая это, за последние шесть лет украинская власть сделала три попытки исправить законодательные недостатки и усовершенствовать правовое регулирование этой сферы. Но ни одна из этих попыток не достигла цели. В частности правительственный законопроект №8248 после полуторагодичного рассмотрения в парламенте отозвали в августе 2019 года. Этот акт, среди прочего, предусматривал частичное решение проблемы с нехваткой мест на кладбищах внедрением биозахоронения как альтернативного способа погребения, а также должен был создать благоприятные условия для строительства крематориев за счет частных инвесторов.

Похожим по сути был еще один правительственный законопроект №7034, внесенный в ВРУ в феврале 2022 года. Авторы законопроекта предлагали урегулировать строительство крематориев на условиях государственно-частного партнерства и способствовать развитию такого вида погребения как кремация. Но и на этот раз после четырех месяцев рассмотрения соответствующий законопроект отозвали.

Читайте также: Идентифицированы тела 2800 погибших украинских военных – омбудсман

Также в феврале 2022 года народные депутаты зарегистрировали законопроект №7018. Он предусматривает применение, кроме кремации, и других альтернативных видов погребения, а также имеет целью внедрить частную форму собственности на земельные участки, отведенные под кладбища, и объекты, расположенные на них. Сейчас это единственный законопроект об усовершенствовании похоронной сферы, который находится на рассмотрении Верховной Рады. Однако его принимать народные депутаты не спешат на протяжении уже двух лет его рассмотрение поставлено на паузу.

В итоге имеем ситуацию, когда ключевые аспекты правового регулирования сферы погребения не подвергаются существенным изменениям в течение последних 20 лет. Это свидетельствует о том, что потребность активизировать решение проблем в сфере погребения давно назрела. И война дополнительная причина начать этот процесс уже сейчас. Поэтому первое, что нужно сделать представителям власти, — ускорить процесс рассмотрения законодательных инициатив в этой сфере.