Оптимисты, уверенно предполагавшие скорую и легкую победу Украины, когда она начала свое долгожданное контрнаступление, не оказали Киеву никакой услуги, подняв ожидания до нереалистического уровня, пишет The Times. Издание отмечает, что война еще может продолжаться годами, пока в России не начнется масштабный политический и экономический кризис.
«Как и Россия, Украина сейчас в значительной степени отказалась от смелых обещаний неизбежных триумфов. В то же время говорят о захвате отдельных сел, о достигнутых или сводных успехах силами роты», - отмечает автор материала и цитирует одного из чиновников США, который заявил, что «мы еще не полностью закрыли книгу о 2023 годе, но мы наращиваем наши мысли о 2024 году».
Украинцы признают, что контрнаступление пошло не по плану, и они не достигли прогресса, которого надеялись или ожидали. Это не значит, что контрнаступление провалилось, поскольку определенная территория все же была освобождена, а российские силы серьезно деградировали. Однако остается еще месяц-два, когда Украина может достичь прорыва, ведь в ноябре зимние дожди на юге Запорожской области усложнят условия для продвижения.
«Тем не менее, перспективы большого прорыва на южном фронте, который разрезал бы российские войска пополам и изолировал Крым, уменьшаются, хотя это и не невозможно», - пишет автор материала, британский политолог Марк Галеотти.
По его мнению, ВСУ определенно застряли между своим старым советским способом войны и новым западным, и этому не помогло даже полученное западное вооружение, потому что на все нужно время.
Тем не менее украинцы все еще держат инициативу. Они по любому значимому показателю побеждают. Они удержали россиян на широком фронте и использовали свою новую дальнобойную мощь и свою способность быстрее переходить от поиска к поражению целей, чтобы уничтожить важные хранилища и артиллерию своих врагов.
Тем временем россияне хорошо закрепились на юге Украины, и их оборона замедляла или препятствовала украинским атакам, которые часто проводились относительно небольшими формированиями, поскольку большие слишком уязвимы для российской артиллерии и вертолетов.
"Это свидетельствует об успешной адаптации к боевой среде, но также усложняет достижение решительных успехов", - пишет издание и утверждает, что решающей остается артиллерийская война.
«Россияне все еще стреляют больше, но украинцы теперь имеют лучшее оружие…. И постепенно побеждают в контрбатарейной борьбе», - добавляет автор.
Он отмечает, что никакой мирной перспективы пока не видно, а встреча в Джидде была упражнением в перформативном беспокойстве, где Украина хотела рекламировать свой мирный план из десяти пунктов, который на самом деле является призывом к безоговорочному выходу и капитуляции России. Принимающие стороны Саудовской Аравии, а также Китай и Турция стремились выглядеть конструктивными и настроиться на роль мирных посредников в какой-то момент в будущем.
«Проблема в том, что ни одна сторона не готова к содержательным переговорам. Киев считает, что он будет в лучшем месте для переговоров, когда он освободит больше территории и начнет осаду Крыма. Москва уверена, что выдержит контрнаступление в этом году, и надеется, что тупиковая ситуация заставит Запад дважды подумать о бессрочной поддержке Украины. Кроме того, потенциал того, что Дональд Трамп может вернуть себе Белый дом в следующем году, заставляет некоторых российских стратегов (и западных аналитиков) предусматривать, что США могут отступить от войны», – рассуждает Галеотти.
По его словам, становится еще более очевидным, что война будет продолжаться дольше и будет сложнее, чем предполагалось. В частности, бои этим летом настраивают украинцев на больший успех следующей весной, когда в ВСУ будет еще больше западного оборудования, включая американские танки M1A1 Abrams и, возможно, истребители F-16. Что еще более важно, у украинских военных будет больше времени, чтобы потренироваться на них и разработать собственные доктрины для их использования.
Между тем, как отмечает политолог, российская экономика перегревается. Хотя Москва преодолела некоторые проблемы в производстве оружия, включая внутреннее производство иранских беспилотников, она не может заменить уничтоженные системы с той быстротой, которой они уничтожаются.
Кроме того, отмечает издание, президент РФ Владимир Путин все еще сомневается в дальнейшей мобилизации резервистов. Военные хотели бы, чтобы она уже началась, но из-за региональных выборов в следующем месяце политические менеджеры Кремля, похоже, убедили его отложить этот непопулярный шаг к зиме. Это сократит время для их подготовки к следующему сезону кампании, но Путина сейчас больше беспокоят риски для его позиции на дому.
«Все зависит от долгосрочной способности украинцев воевать и есть признаки усталости от войны, поскольку становится труднее набирать или призвать солдат — и желание Запада их поддерживать. Перспективы Киева все еще выглядят лучше, но надеявшийся или ожидавший, что война закончится в этом году, скорее всего, будет разочарован. Настало время для всех участников серьезнее подумать о своих долгосрочных планах войны, которая, наконец, может создать условия для рассмотрения какого-то мира», - резюмирует автор.