UA / RU
Поддержать ZN.ua

«В самый тяжелый момент страна просто отвернулась от меня»

Авторы: Ольга Волынская, Валерия Копыл

Сегодня, по данным украинских правозащитных организаций, тысячи гражданских лиц незаконно содержатся в российской неволе. Точную цифру не может назвать никто, ведь страна-агрессор сознательно скрывает гражданских, понимая, что это международное преступление. 

В российский плен попадают не только украинцы, но и граждане других стран, в течение длительного времени жившие в Украине на законных основаниях. Но из-за правовой коллизии они сегодня не защищены и не имеют тех же гарантий, что и украинцы, подвергнувшиеся пыткам в неволе. Почему у иностранцев даже нет права доказать, что они были незаконно лишены свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины, и как этому можно помочь?

HRProduction/Сергей Кочет

53-летний Сергей Лин — гражданин Молдовы, который уже 13 лет живет в Украине, имея вид на жительство. В 2011-м он поселился в Мариуполе, создал семью и начал собственное дело: небольшую службу такси.

После первых взрывов утром 24 февраля он дал жене 15 минут на сборы и вывез семью в безопасное место. А сам обратился к волонтерской организации, чтобы помогать гражданским лицам безопасно выезжать из оккупированного города.

Читайте также: Уверяли, что Украина отказалась от него — омбудсмен рассказал о пытках россиян над одним из украинских защитников

«Когда впервые приехал в Мариуполь 22 марта 2022 года, я его не узнал, настолько город был разрушен. Моей задачей было доставить бус с гуманитарной помощью в город, раздать ее людям и эвакуировать в первую очередь женщин с детьми, больных и людей пожилого возраста», — рассказал Сергей Лин.

Мужчина успел вывезти из оккупированного города 33 человека, а уже во время третьего рейса его задержали российские военные. На удостоверение волонтера и другие документы, подтверждающие, что Сергей помогает гражданским, никто не обратил внимания.

Кадр из документального фильма «Невидимі»

«Никаких объяснений причины задержания не было. Единственное, что сказали российские военные: «Что-то слишком много вас здесь развелось!». Я спросил: «Нас — это кого?». А военный говорит: «Ну, вас, волонтеров. Украинским военным помогаете?». Я говорю: «Нет, это гуманитарная помощь и эвакуация людей». «Ну, разберемся».

Сергея перевозили из одного отделения в другое, обвиняли в терроризме, били и угрожали расстрелом. Вместе с ним в плен попали еще 10 волонтеров из организации HELP People. Мужчин допрашивали, били током и морили голодом. В Оленовской колонии из-за технической воды и отсутствия санитарных условий люди начали болеть дизентерией. Волонтеров держали в переполненных холодных бараках, медпомощь не оказывали.

«Нас было 40 людей в камере площадью 16 квадратных метров. Спали мы по очереди на полу. Что-то говорить было напрасно — сразу физическое насилие», — добавил Сергей. 

В плену он провел 108 дней. Из-за отсутствия нормального питания похудел на 15 килограммов. Самой страшной, говорит, была полнейшая неизвестность впереди. Ему и другим волонтерам угрожало 20 лет заключения по статье «Терроризм». Не найдя никаких оснований для заключения, мужчин отпустили.

«Я хочу, чтобы юридически все было зафиксировано, чтобы были собраны доказательства того, что россияне творят с людьми в Украине», — говорит Сергей.

Читайте также: Как не попасть в плен

СБУ открыла дело о незаконном лишении Сергея свободы российскими военными. Также мужчина обратился в Межведомственную комиссию по вопросам установления факта лишения лица личной свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины. Но его заявление даже не рассмотрели.

«Мы получили официальный ответ Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, что заявление Сергея Лина рассмотрят, только если он принесет документы, подтверждающие, что он — гражданин Украины или находился на службе в рядах ВСУ на момент задержания. Это дает основания говорить о дискриминации», — комментирует юрист-документатор ОО «Правозахисна група «СІЧ» Юлия Полехина.

Правозащитница обращает внимание на серьезные пробелы в украинском законодательстве относительно защиты граждан, побывавших в российской неволе, в частности иностранцев. 

HRProduction/Сергей Кочет

«Свой отказ в рассмотрении документов Межведомственная комиссия МинВОТ аргументировала тем, что действие Закона «О социальной и правовой защите лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы в результате вооруженной агрессии против Украины, и членов их семей» для гражданских лиц распространяется только на граждан Украины», — сказала правозащитница.

По словам юриста, такой отказ нарушает как украинские, так и международные правовые нормы. В частности Конституцию Украины, Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» и ряд международных конвенций.

«Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года защищает всех, кто в какой-либо момент и при каких-либо обстоятельствах оказывается, в случае конфликта или оккупации, под властью стороны конфликта или оккупационного государства, гражданами которых они не являются. Также здесь есть нарушения Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и других международных документов», — отметила Юлия Полехина.

HRProduction/Сергей Кочет

Фактически для Сергея и других гражданских иностранцев, которые были незаконно задержаны на оккупированных территориях, это означает отсутствие права на какую-либо социальную защиту со стороны государства, которую оно оказывает гражданам Украины: на денежную, психологическую и медпомощь, а также реабилитацию и правовую защиту. Все это ложится на плечи самих граждан.

«Для меня странно, что страна, где я живу в течение последних 13 лет, плачу налоги и имею официальное разрешение на проживание, в самый тяжелый момент просто отвернулась от меня. Так же, как и от сотен других граждан-иностранцев, против которых Россия совершила военное преступление», — считает Сергей Лин.

Мужчина настроен и дальше защищать свои права. В то же время Межведомственная комиссия дважды дала Сергею идентичные ответы, что он не имеет права на рассмотрение заявления, поскольку не является гражданином Украины.

Чтобы изменить ситуацию, по мнению юристов, необходимо внести поправки в Закон «О социальной и правовой защите лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы вследствие вооруженной агрессии против Украины, и членов их семей» и внести туда иностранцев и лиц без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами.

Юрист Юлия Полехина уже отправила такое обращение в защиту Сергея и остальных граждан других стран в Офис Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, а также подготовила иск в Верховный суд.

Читайте также: Буданов объяснил, почему Россия не хочет возвращать из плена именно бойцов полка «Азов»

«Согласно украинскому законодательству, Уполномоченный по правам человека может напрямую ходатайствовать о внесении соответствующих законодательных изменений по упрощенной процедуре. Мы отправили ему такую просьбу. Но если не будет реакции, тогда обратимся в интересах Сергея в Верховный суд Украины», — подытожила правозащитница.

Сергей между тем не тратит времени и вернулся к эвакуации гражданских из горячих точек. За больше чем год после освобождения из неволи ему удалось вывезти свыше тысячи граждан. Также мужчина и дальше свидетельствует о военных преступлениях агрессора и принял участие в съемках украинского документального фильма «Невидимі», который привлекает внимание международной аудитории к гражданским в российской неволе.