Разные исследовательские центры приводят разные показатели численности беженцев на основе собственных расчетов и предположений. Самые точные данные, вероятно, дает Агентство ООН по делам беженцев, поскольку собирает данные официальных источников. Так, за год большой войны, с 24 февраля 2022 года до 28 февраля 2023-го, на границе Украины с соседями было зафиксировано 19 080 271 пересечений в сторону Европы и 10 635 028 — в обратном направлении. Следовательно, в Европе находятся 8 445 243 украинца, но не все они являются беженцами. Об этом в своем материале для ZN.UA "Как вернуть украинцев в Украину?" пишет Александр Сергиенко.
Значительное количество людей за этот год пересекало границу по несколько раз, кроме того, есть заробитчане, студенты и другие, очевидно, они не убегали от войны, а поехали за границу по делам. Поэтому нужно различать украинцев за границей и собственно беженцев, юридически корректно будет называть такими только тех, кто официально обратился в правительство страны пребывания, чтобы зафиксировать такой статус, объясню автор статьи. Агентство ООН по делам беженцев из Украины дает такую цифру — 4 881 590 человек (на 28 февраля с.г., она обновляется каждую неделю). Кто это?
По данным Евростата (приведенным в указанном отчете), 50% беженцев из Украины — это женщины, 13 — мужчины и 37% — дети, следовательно, за границей сейчас находится больше 1 млн 806 тысяч детей-беженцев. Кроме того, очевидно, есть значительное количество молодых людей, которым за год войны исполнилось 18 лет и они пошли учиться в европейские университеты и колледжи.
"Это все «золотой запас страны», и его больно терять не только дедушкам и бабушкам, оставшимся в Украине, но и обществу в целом, - отмечает Сергиенко. - А такие риски крайне высоки. Так, Агентство ООН по делам беженцев рекомендует не только улучшить условия в Украине, которые позволят беженцам возвращаться, но и улучшить условия их нахождения в странах пребывания, что фактически ведет к их ассимиляции и… невозвращению".
Как уже отмечалось, кроме тех 12%, которые готовы возвращаться в ближайшие три месяца, есть 65% теоретически готовых, но ожидающих окончания войны. И тут возникает вопрос: что считать окончанием войны?
"Даже при условии, что украинские войска освободят всю оккупированную территорию и выйдут на границы 1991 года, станет ли это сигналом для таких беженцев? Ведь угроза ракетных ударов, да и само присутствие такого соседа, как фашистская РФ, никуда не денутся, - отмечает Сергиенко.- А значит, власть и общество должны готовиться долгие годы, даже больше, десятилетия жить в состоянии существования угрозы с севера. И это в лучшем варианте".
Больше материалов Александра Сергиенко читайте по ссылке.