UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинское контрнаступление еще может удивить критиков – The Washington Post

Продолжается всего 10 неделя того, что, вероятно, продлится еще не менее четырех месяцев, считает генерал Петреус

Стремительного украинского прорыва и прогресса, на который многие надеялись, не произошло. В последние недели освещение событий в СМИ стало более мрачным на фоне фрагментарных журналистских репортажей с фронта и сообщений разведывательных оценок западных аналитиков. Новости не были отличными. Борьба с Россией оказалась кровавой и медленной – очень тяжелой.

Но наблюдателям следовало бы сдержать свой пессимизм. Война не проходит линейно. Защитники могут долго держаться, а затем внезапно «посыпаться», позволяя нападающему быстро одержать победу, прежде чем оборона закрепится дальше в тылу. Украинцы стремятся добиться именно такого эффекта – и есть основания полагать, что им это удастся. Наступательный порыв Украины далек от завершения. На самом деле, он все еще находится на начальной стадии – всего 10 недель из того, что, вероятно, продлится по меньшей мере четыре месяца, пишут для The Washington Post Дэвид Петреус (генерал армии США в отставке, командующий войсками в Ираке, Центральным командованием США и силами НАТО/США в Афганистане) и Фредерик Каган (старший научный сотрудник и директор проекта Критические угрозы в Американском институте предпринимательства).

Читайте также: Мы двигаемся медленно, но постоянно - Зеленский о контрнаступлении

Проникнуть в глубину современной обороны, которую россияне создали на юге Украины, является сверхсложной задачей для любой армии. Американские военные делали это дважды на современной памяти, оба раза против Ирака. В 1991 году, после 39-дневных ударов с воздуха по иракским войскам, коалиция во главе с США численностью 650 тысяч военнослужащих проникла вглубь и обошла иракскую оборону с фланга, разгромив иракскую армию за 100 часов. В 2003 году меньшие по численности силы во главе с США уничтожили сильно деградированную иракскую армию за несколько недель.

У Украины нет ни одного из преимуществ, которые имели Соединенные Штаты в этих операциях. В обоих случаях, связанных с Ираком, коалиционные силы имели преимущество в воздухе, в то время как украинские самолеты не могут действовать над российскими линиями и не могут препятствовать российским самолетам и вертолетам наносить удары по наступающим войскам. Кроме того, Украина получила слишком мало противоминных систем для прорыва обороны.

Читайте также: Пентагон о контрнаступлении: Рано делать выводы посреди боя. Но если Украина не добьется успеха — это повлияет на весь мир

Россияне также воюют гораздо лучше, чем иракцы – и лучше, чем ожидали многие аналитики, учитывая невнятные результаты России в войне до сих пор. Российские войска подготовили разветвленную оборону в глубине, состоящую из широких, глубоких поясов искусно заложенных мин, противотанковых рвов и других препятствий. Солдаты, оснащенные беспилотниками, ведут мощный артиллерийский огонь против любых украинских подразделений, пытающихся прорваться. В более широком смысле, российская армия перешла к эластичной обороне, в которой ее войска сначала отступают, а затем контратакуют, когда украинские войска понесут потери и начнут уставать.

Все эти факторы делают украинское контрнаступление чрезвычайно тяжелым. Но как один из нас имел возможность наблюдать во время тяжелых первых месяцев наступления в Ираке в 2007 году, тяжелое не означает безнадежное.

Читайте также: Контрнаступление будет нелинейной и продолжительной серией операций – прогноз ISW

Украинские войска продвигаются на двух ключевых направлениях – в центральной части Запорожской области вблизи Роботиного на пути к Токмаку и Мелитополю, а также в восточной части Запорожской области к югу от Великой Новоселки на пути к Бердянску. Похоже, что украинцы проникли, по крайней мере, в передний пояс российских минно-взрывных заграждений в обоих районах, и их продвижение в районе Роботиного, похоже, ускоряется. Они также отвоевали значительные территории вокруг Бахмута – единственного города, который Россия смогла захватить во время своего наступления прошлой зимой.

Постепенные успехи Украины являются частью более масштабных усилий, которые начальник штаба обороны Великобритании адмирал Тони Радакин назвал «морить голодом, растягивать и наносить удары». Украинские войска растягивают российскую оборону, атакуя в разных точках вдоль 600-мильного фронта. Они также захватывают объекты на оккупированной Россией территории, уничтожают артиллерийские подразделения, штабы и места дислокации резервных сил, а также атакуют ключевые составы и пути сообщения, чтобы усложнить России удержание обороны. Проще говоря, Украина давит на своего противника до тех пор, пока что-то не сломается, и тогда они подтянут свои резервы и нанесут удар.

Читайте также: WP: Украина решила во время контрнаступления уменьшить количество потерь, хотя Запад рассчитывал на скорость

Российские войска на передовой, вероятно, устали, если не истощены. Некоторые из них обороняются по меньшей мере с начала контрнаступления 4 июня, а многие находятся на месте гораздо дольше. Свежие подразделения не были ротированы. Также непонятно, насколько сильно заминированы или укомплектованы российские второстепенные оборонные линии, но есть веские основания сомневаться, что россияне имеют большое количество удерживающих их высококвалифицированных солдат. Самое важное, что у России нет больших оперативных резервов. Это означает, что любой украинский прорыв на существующих линиях будет трудно закрыть.

Именно на это делает ставку Украина. Небольшой прорыв может привести к относительно внезапным и скорым успехам. Если они материализуются, паника среди российских войск может умножить возможности Украины.

Читайте также: Кулеба пригласил критиков контрнаступления вступить в "Иностранный легион", ведь легко говорить, "когда вас нет рядом"

Напомним, по данным New York Times, некоторые западные эксперты критикуют стратегию Украины в наступлении, считая, что войска Украины слишком рассредоточены и должны сконцентрироваться на главном направлении.

Ранее глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли заявил, что не считает, что украинское контрнаступление провалилось, он отметил – «они пересекли главную первую линию обороны».