UA / RU
Поддержать ZN.ua

Убитые в Украине российские наемники способствуют переполнению экономики РФ мешками наличных – Bloomberg

Увеличение объемов наличных денег отражает неопределенность в экономике РФ

Убитые в Украине российские наемники невольно способствуют новому денежному буму у себя дома, что является необычным побочным эффектом войны для экономики России, находящейся под давлением санкций.

Деньги, которые выплачивают в качестве компенсации за их смерть – а это до пяти миллионов рублей (60 тыс. долларов) на человека обычно приходят в мешках, по словам нескольких женщин, которые были вынуждены ездить в пункты выдачи денег по всей стране и просили называть только их имена, чтобы говорить открыто, пишет Bloomberg.

Читайте также: The Economist выпустил редакционную статью, в которой пытается убедить, что российская экономика будет расти

Многим говорят, чтобы они не обналичивали в банк. Оксана из Челябинска в Уральском регионе, чей муж погиб, воюя за военизированную группировку «Вагнер» в Бахмуте, заявила, что не хочет иметь «проблем» с налоговой системой и не имеет никаких документов, указывающих, откуда взялись деньги.

«Вагнер» заплатил все, что должен был заплатить. Мы уже купили квартиру», – сказала она.

Финансирование нанятых «Вагнером» пехотинцев, которых, по оценкам США, в Украине воюет 50 тыс. человек, открыло поток наличных денег, ставший одним из нескольких источников пропитываемых через российскую экономику бумажных денег. Объем рублей является ярким примером искажений, вызванных войной, продолжающейся уже 16-й месяц.

Читайте также: Европа и "военная экономика": Путин уже проиграл, но найдутся ли боеприпасы Киеву

Количество валюты в обращении выросло рекордными темпами с сентября, когда президент Владимир Путин объявил первую мобилизацию в России со времен Второй мировой войны, приведшую к 2,2 триллиона рублей кумулятивного избыточного оттока наличных из банков, согласно данным Bloomberg Economics. В силу ограничений, наложенных на банковские операции, использование бумажных денег становится все более распространенным для расчетов за внешнюю торговлю, а также распространяется на оккупированные части Украины, где Россия навязывает собственную валюту, поскольку другие варианты оплаты остаются ограниченными.

Возглавляемая Евгением Пригожиным, подсанкционным российским бизнесменом, связанным с Путиным, группировка «Вагнер» появилась в Украине еще в марте прошлого года и со временем пополнила свои ряды за счет рекрутирования осужденных из российских тюрем. Пригожин не пытался скрыть, как платят его боевикам. В аудиокомментарии, опубликованном в этом месяце его компанией «Конкорд», он сказал, что боевики «получают все деньги черными наличными».

«Люди из исправительных колоний пошли воевать, чтобы жители Российской Федерации могли сидеть дома у печей и греться. И они умирали за эти черные наличные», – сказал он.

Хотя источники финансирования Вагнера неясны, его участие означает, что еще больше расходов на войну протекает вне бухгалтерии.

«Расширение использования наличных денег может свидетельствовать о различных изменениях в российской экономике, и ни одно из них не является хорошим. Рост спроса на наличные свидетельствует о снижении доверия к местным банкам, росте беспокойства относительно неопределенного будущего среди домохозяйств, предпочитающих держать наличные, несмотря на инфляцию, а также о росте доли теневой экономики и ухудшении соблюдения налогового законодательства».

Александр Исаков, российский экономист

Читайте также: The Economist: Экономика России может выдержать долгую войну, но не более интенсивную

Путин пообещал неограниченные расходы на военные нужды, в то время как правительство засекретило беспрецедентную долю государственных расходов. Ответственность за надзор за системой денежного обращения возложена на заместителя председателя центрального банка Сергея Белова, военного офицера, который также руководит специальными учреждениями, направляющими средства из государственного бюджета в войска на фронте.

В ответ на запрос о комментарии Банк России указал на несколько вероятных причин того, что он назвал «повышенным спросом» на наличные деньги с последнего квартала прошлого года.

Среди факторов – «возможен дополнительный» спрос на бумажные деньги в «новых регионах России», сообщили в Банке России, имея в виду части восточной и южной Украины, оккупированной российскими войсками в прошлом году. Центральный банк также указал на роль выплат в государственном секторе, где люди, как правило, частично снимают наличными деньгами, и потребности туристов во время майского сезона отпусков в России.

Читайте также: Занавес опускается: экономика России начинает разрушаться – WSJ

Деньги, предназначенные для военных, включая регулярные войска, являются основной причиной того, что наличные деньги все чаще становится средством выбора, по словам чиновников, знакомых с мнением российских властей. Уход от налогов вряд ли играет важную роль, сказали они, пожелав остаться анонимными, чтобы говорить откровенно.

В отличие от 1990-х годов, когда работодатели выплачивали зарплату наличными, чтобы уклониться от уплаты налогов, менталитет сейчас другой, считает Олег Вьюгин, бывший высокопоставленный чиновник центрального банка и министерства финансов.

«Налоги остались на том же уровне, который приемлем для людей и бизнеса», – сказал Вьюгин, уточнив, что из-за войны «появился еще один источник спроса на наличные деньги».

Читайте также: Под суд пойдет винничанин, который вербовал в ЧВК "Вагнер": наемникам предлагал тысячи долларов ежемесячно

В феврале 2022 года, когда Путин принял решение о вторжении в Украину, россияне забрали из банков рекордные на то время суммы наличных денег, это был месяц, ставший кульминационным. Но ажиотаж оказался непродолжительным, поскольку Банк России вернул средства в финансовую систему, экстренно повысив процентные ставки, что помогло восстановить доверие.

По данным центрального банка, деньги в обращении за 10 месяцев почти непрерывного роста превысили пик, достигнутый в марте 2022 года – примерно на 1,4 триллиона рублей. Эти временные рамки совпадают с мобилизацией и штурмом Бахмута, который вел «Вагнер» – самой длинной и кровавой битвой в войне на сегодняшний день.

Кроме досрочного увольнения для выживших после шестимесячного пребывания на фронте преступников, наемники «Вагнера» также получают выплаты, включающие премии и ежемесячную заработную плату в размере 240 тыс. рублей. Хотя правительство регулярно не обнародует данные о российских потерях, Пригожин заявил после захвата Бахмута, что в «мясорубке» погибли 20 тыс солдат «Вагнера». Потери такого масштаба означали бы денежные выплаты в размере 100 миллиардов рублей только в качестве компенсации за смерть.

Читайте также: Зеленский рассказал, сколько "вагнеровцев" ликвидровали ВСУ в Бахмуте

Основанная Пригожиным в мае 2014 года компания «Вагнер» имеет туманный правовой статус в России. Действуя годами на полях сражений от Ближнего Востока до Африки, Вагнер был вынужден вместо своих финансовых следов задолго до того, как в начале этого года США объявили его транснациональной преступной организацией.

Поскольку «Вагнер» не является налоговым резидентом России, он всегда вел бизнес наличными, получая финансирование из государственного бюджета, по словам Марата Габибуллина, который был полевым командиром «ополчения» в Сирии, связанного с группой «Вагнера», и работал с Пригожиным в течение четырех лет, в том числе в петербургском офисе до 2019 года. Контракты подписываются с другой компанией, принадлежащей Пригожину, а наличные деньги несколько раз в месяц доставляются автомобилем на базу «Вагнера» на юге России, сообщил Габидуллин из Франции.

«Все выплаты, премии, похоронные выплаты и другие всегда производились только наличными, в конвертах – как тогда, так и сейчас», – сказал он.

Читайте также: Детище Путина — Санкт-Петербургский международный экономический форум, деградировал до выступления пранкера Вована

Формируемая наличная экономика является символом изменений в России, чьи банки до войны были среди европейских лидеров в предоставлении цифровых услуг. Теперь же значительная часть экономики вынуждена работать скрыто.

«Увеличение объемов наличных денег отражает оценку бизнес-рисков и неопределенности в экономике. Это главный фактор», – сказал Сергей Дубинин, глава Центрального банка России с 1995 по 1998 год.

Напомним, что в мае Washington Post, в редакционном материале, констатировали, что экономика России не рухнула под давлением санкций, но «имеется способ заставить ее страдать».