Война в Украине сейчас – это война на истощение, которая ведется на условиях, которые все больше становятся выгодными для Москвы. До сих пор Киев отлично справлялся с нехваткой западного оборудования, но недостаток живой силы, с которой ему уже приходится сталкиваться, может оказаться роковым.
Об этом в статье для The Telegraph пишет директор отделения по вопросам безопасности и обороны аналитического центра Civitas Роберт Кларк, 15 лет служивший в армии Великобритании.
Он отмечает, что долгожданное контрнаступление Киева набрало крайне необходимых оборотов в последние недели. В частности, автор обращает внимание на тяжелые бои, которые ведутся вокруг стратегически важного села Роботино. Если его удастся освободить, дорога к Азовскому морю будет открыта. Если украинские войска смогут достичь побережья, они разорвут сухопутный коридор, соединяющий Россию с Крымом.
«Однако украинские войска борются не только с мощной обороной и артиллерийским огнем. Они тоже борются со временем. Впервые прорвавшись через грозные российские минные поля четыре недели назад, Киев отчаянно пытается использовать свои первые успехи, прежде чем растущие потери и осенние дожди разрушат его боеспособность», – говорится в статье.
Лето было влажным, а осенние месяцы традиционно приносят сильные ливни, превращающие мягкую почву Восточной Европы в густую грязь под гусеницами и колесами танков, бронетехники и артиллерии. Это может практически остановить значительное продвижение вперед, задерживая войска на местах и давая россиянам время, чтобы расширить сеть вырытых траншей и многослойных минных полей, из-за которых возвращение оккупированных территорий стало столь трудной задачей.
Однако, возможно, более важно то, что эти боевые действия наносят большой вред народу Украины. Российские вооруженные силы начали войну с официальной численностью в один миллион человек, а реальная численность, по оценкам некоторых аналитиков, составила 700-800 тысяч солдат. Еще 2 миллиона мужчин: бывших призывников и контрактников - были в резерве. И около 7 миллионов мужчин призывного возраста (18-26 лет) оставались в запасе еще до того, как Кремль поднял возрастной ценз к 31 году.
Между тем, довоенное население Украины составляло 44 миллиона человек. К концу первого года войны около 6 миллионов скрылись за границу. Вооруженные силы насчитывали около 200 тысяч военнослужащих, примерно столько же – в резерве. Вдобавок можно было привлечь еще 1,5 миллиона мужчин призывного возраста.
«Это жестокий, но простой расчет: у Киева заканчиваются мужчины. Американские источники подсчитали, что украинские вооруженные силы потеряли в боях до 70 тысяч убитыми и еще 100 тысяч ранеными. Хотя российские потери еще выше, соотношение все-таки в пользу Москвы, поскольку Украине трудно найти замену солдатам», – пишет Кларк.
Добровольцы больше не появляются в количестве, достаточном для поддержания боеспособности армии. Те, кто больше всех был готов воевать, присоединились к армии еще несколько лет назад. Последним призывным лозунгом стало «Бояться – это нормально». Но все еще много тех, кто пытается уклониться от призыва на фронт.
«Несмотря на все трудности, с которыми столкнулся Кремль во время принудительного призыва, у него все еще есть сотни тысяч мужчин, на которых можно опираться. Это ресурс, с которым Украина просто не может сравниться, и какой Запад не может предоставить», – говорится в статье.
Автор также указывает на то, что поддержка Запада начинает шататься. Так что если украинская армия не сможет прорваться через российские линии сейчас, возможно, не сможет никогда. Если у Киева закончатся рекруты, Запад не сможет помочь.