Стремительный выход Днепра с берегов в Украине заставил тысячи людей, и так пострадавших от войны, эвакуироваться из своих домов, искать убежища на более высоких территориях и помогать другим спасаться от воды с помощью моторных лодок.
Война обрекает на гибель каждого: люди как на подконтрольной России территории Украины, так и в районах вокруг Херсона страдают от наводнения, загрязнения воды и опасных экологических условий. Кроме того, Украина сталкивается с надвигающейся катастрофой на соседнюю Запорожскую АЭС, которая сейчас не работает, но все равно должна держать свои реакторы в прохладе, чтобы избежать катастрофы в духе Чернобыля. МАГАТЭ опубликовала заявление, в котором говорится, что непосредственного риска для атомной электростанции нет, но агентство будет продолжать следить за ситуацией, учитывая зависимость объекта от водохранилища, на котором когда-то стояла дамба.
«Тема войны сложная, это мрачное напоминание о том, что конфликты возникают из-за человеческого поведения. Это явление часто напоминает кипящий котел. Конфликт начинается как конкуренция за ресурсы, такие как земля, вода или еда, и разрастается, когда фракции внутри страны начинают враждовать. Или как в случае с Россией, когда агрессивный лидер начинает борьбу за ресурсы. Идентичность и история становятся связанными с эскалацией недовольства. Общим для многих конфликтов являются исторические претензии на суверенитет, питающиеся человеческим стремлением к власти: политической, экономической, военной или личной», – пишет в статье для The Hill профессор Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса Тара Зоненшайн.
Как напоминает ведущий теоретик конфликтов Джон Пол Ледер из Университета Нотр-Дам, конфликт – это часть жизни и человеческих отношений. Он утверждает, что конфликт, даже в своей наиболее неразрешимой форме, может созреть для вмешательства, посредничества и окончательной трансформации в миротворчество.
«Но пока этого не произойдет, война в Украине будет сеять хаос среди нас всех. Одним из недооцененных аспектов этого конфликта стало его влияние на климат. В то время когда США ощущают на себе последствия канадских пожаров, погода находится в центре нашего внимания. Война в Украине усугубляет климатический кризис, поскольку выбросы парниковых газов достигли рекордно высокого мирового уровня. Как граждане мы часто не замечаем глобальных последствий войны для воздуха, которым мы все дышим. Но ученые это отслеживают», – пишет Зоненшайн.
Она указывает на новый европейский отчет по загрязнению атмосферы, согласно которому война повлекла за собой чистое увеличение выбросов парниковых газов на 120 миллионов тонн за первый год. Это происходит как из-за военной техники на поле боя, так и из-за изменений в использовании энергии по всему континенту.
«Взрывы, обстрелы, атаки беспилотников и уничтожение заводов и оборудования, особенно летом, влекут за собой пожары. Прогнозируется, что лесные пожары будут распространяться, и даже после окончания войны усилия по восстановлению будут влиять на наш климат», - говорится в статье.
Зоненшайн добавляет, что изменение климата не ограничивается Украиной. Выбросы метана после утечек из российских газопроводов в ноябре увеличили уровень загрязнения в Европе. Конечно, самая большая угроза для планеты, связанная с российской войной против Украины – это возможность возникновения аварии на АЭС или применения Россией ядерного оружия.
Россия все еще имеет в запасе около 4489 ядерных боеголовок, предназначенных для применения вместе со стратегическими ракетами большой дальности и тактическими ядерными силами меньшей дальности. Украина потеряла свое ядерное оружие три десятилетия назад, после распада Советского Союза, обменяв его на пустые гарантии безопасности.
«Можно представить, что украинцы, которые сейчас живут в условиях бряцания саблями со стороны России, испытывают определенное сожаление. Поскольку правительство США и НАТО продолжают оказывать глубокую поддержку миссии в Украине, возможно, пора сместить акцент с защиты демократии на защиту планеты. Экологические угрозы, ядерные кошмары и цена войны могут привести к тому, что общественное мнение во всем мире станет враждебнее к Москве», - считает автор.