Конец становится все более отдаленной перспективой. После того, как украинская армия остановила силы России под Киевом, некоторые украинские чиновники считали, что для завершения войны понадобится всего несколько месяцев.
«Большинство активных боевых действий завершится к концу этого года», – прогнозировал в мае 2022 года начальник ГУР генерал Кирилл Буданов.
В ноябре прошлого года, вскоре после поразительного наступления украинских войск в Харьковской области, тогдашний заместитель министра обороны Украины Владимир Гаврилов все еще ждал скорой победы.
«Я считаю, что к концу весны эта война закончится», – говорил он.
На самом деле, контрнаступление Украины началось только в июне. Это не только не ускорило окончание войны, но и продемонстрировало, как долго могут продолжаться боевые действия. Украинские войска, сдерживаемые российскими минными полями и другими оборонными сооружениями, смогли продвинуться вперед пешком. Развертывание резервов и новейшего западного вооружения пока не привело к значительным прорывам. Влажная погода и нехватка боеприпасов, вероятно, приведут к тому, что украинское наступление остановится до конца октября, если не раньше. Впереди еще один сезон боев, – пишет The Economist.
«Мы должны готовиться к продолжительной войне в Украине. Потребуется немало времени, чтобы военным путем изгнать из оккупированной Россией части Украины все 200 тысяч или более российских войск», – предупредил 17 сентября генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
США настаивают на том, что будут поддерживать украинские оборонные усилия столько, сколько потребуется, о чем президент Джо Байден говорил неоднократно. Великобритания, Франция, Германия и другие союзники тоже повторяли эту фразу.
«Как бы железобетонно ни звучали эти обещания, они зависят от двух неопределенных переменных. Первая – это способность Запада обеспечить украинскую армию достаточным количеством оружия и боеприпасов. Другая – политическая воля продолжать предоставлять их», – говорится в статье.
Начнём с первого. Российская оборонная промышленность перешла на военные рельсы в последнем квартале 2022 года, – объясняет эксперт Ричард Коннолли, указывая на значительный скачок в производстве стали. Британские чиновники говорят, что Россия теперь может производить около 200 танков в год, что вдвое больше, чем они предполагали раньше. Коннолли подчеркивает, что учитывая отремонтированные танки, реальная цифра, возможно, составляет от 500 до 800 машин. Он добавляет, что западные санкции не слишком ограничивают производство, поскольку такие важные компоненты, как полупроводники, ввозятся контрабандой через Гонконг или Центральную Азию.
В принципе, у друзей Украины не должно возникнуть проблем с тем, чтобы помочь ей превзойти Россию. Совокупный ВВП стран-членов НАТО в 12 раз превышает российский, даже если учесть более низкие цены в РФ.
«Разница состоит в том, что Москва готова тратить на войну гораздо больше. Военные расходы сейчас составляют около 40% национального бюджета, что значительно превышает западные показатели. Страны Североатлантического союза пытаются исправить этот дисбаланс, инвестируя в производство вооружений, которое было заброшено после окончания Холодной войны. Но здесь есть две загвоздки», – объясняет The Economist.
Первая – это стоимость. Эстония тратит около 5-6 тысяч долларов на каждый новый артиллерийский снаряд, – говорит Кусти Салм из Минобороны балтийской страны. Это относительно дешево по стандартам НАТО. Но Россия тратит 60 тысяч рублей или около 620 долларов за снаряд. Огромная разница в значительной степени объясняется более дешевой рабочей силой и материалами, более низким качеством продукции и более низкой нормой прибыли для производителей вооружений, большинство из которых принадлежат государству. Инфляция обостряет проблему.
«Цены на оборудование и боеприпасы стремительно растут», – пожаловался 16 сентября адмирал Роб Бауэр, чиновник НАТО.
Вторая проблема – это время.
«После медленного старта Россия достигла темпов гонки, и сейчас она на полном ходу. Теперь она собирается начать выпускать продукцию со скоростью, приближающейся к той, которая им нужна», – скажет Коннолли.
Американское и европейское инвестирование в новые мощности начались позже. Они не принесут дополнительных поставок ко второй половине 2024 года или к началу 2025 года. Это даст России больше времени для мобилизации, постройки новых оборонных сооружений и подавления украинских сил.
В качестве примера The Economist предлагает рассмотреть ситуацию с артиллерийскими снарядами. Хорошая новость состоит в том, что американское и европейское производство стремительно растет. Американские чиновники говорят, что их собственное производство выросло со 168 тысяч снарядов в год весной до 336 тысяч сегодня. По словам министра обороны Эстонии, европейское производство должно удвоиться до конца этого года или в начале следующего года. Итого Америка и Европа в следующем году смогут спокойно производить почти 2 миллиона снарядов.
Контузия
Проблема в том, что этого с трудом хватает, чтобы не отставать. По британским оценкам, в следующем году Россия произведет 1-2 миллиона снарядов. Это вдобавок к запасам на уровне 5 миллионов снарядов. Это позволит ей выпускать минимум 15 тысяч снарядов в день в течение года, - говорит Салм. Информированные источники сказали The Economist, что Украина использует столько же снарядов в день в ходе своего контрнаступления. Но она сможет сохранять такой темп всего несколько месяцев.
«Разрыв может быть преодолен за счет заимствований из других источников. Контрнаступление Украины стало возможным благодаря массированному вливанию южнокорейских снарядов. США и ее союзники незаметно закупили у Украины оружие и боеприпасы у внеблоковых стран, таких как Египет и Пакистан. Но такие готовые источники вооружений иссякают. Запасы западных армий также истощаются», – говорится в статье.
По мере развития западной оборонной промышленности эта проблема должна уменьшиться. До 2025 может даже возникнуть "перенасыщение" снарядами, говорит западный чиновник. Если большая часть новой продукции уйдет Украине, и если предположить, что ни Китай, ни Северная Корея не спасут Россию, украинская армия сможет впервые за все время конфликта разгромить российскую армию. Но ожидания к 2025 году – это военный эквивалент целой жизни. Между тем, в следующем году Украина, вероятно, постарается осуществить большое наступление.
Следующий год – это также целая жизнь с точки зрения политики. В Европе политические ветры кажутся благоприятными для Украины. Опросы, проведенные в июне и июле, показали, что 64% европейцев выступают за предоставление военной помощи Киеву. При этом сильную поддержку демонстрируют не только страны, давно подозрительно относящиеся к России, такие как Швеция (93%), но и более отдаленные государства-члены ЕС, такие как Португалия (90%).
Некоторые ультраправые партии, такие как «Национальный фронт» во Франции во главе с Марин Ле Пен и немецкая «Альтернатива для Германии» (АдГ), считают этот конфликт пустой тратой европейских ресурсов.
Олаф Шольц, канцлер Германии, считается с антивоенными настроениями, особенно в своей собственной Социал-демократической партии. Он несколько месяцев сомневался, прежде чем согласился отправить танки Leopard Украине. Он все еще отказывается присылать ракеты дальнего радиуса действия Taurus, несмотря на то, что Великобритания и Франция предоставили Украине аналогичное вооружение. Однако Шольц уже понял, что скептицизм общественности мягкий. Как только он присылает новое вооружение, одобрение сразу же растет. 18 сентября его правительство объявило о выделении еще 400 миллионов евро на вооружение, включая боеприпасы, бронетехнику и оборудование для разминирования.
Президент Франции Эммануэль Макрон, в прошлом году вызвавший недовольство в Киеве своими частыми телефонными разговорами с Владимиром Путиным и нерешительностью в предоставлении оружия, сейчас стал одним из самых решительных европейских лидеров. Франция долгое время сопротивлялась расширению ЕС, однако Макрон стал ярым сторонником вступления Украины в организацию. Опрос, проведенный в июле, показал, что 58% французов поддерживают такой подход.
Заявка Украины на членство в ЕС продвигается такими темпами, которые бы еще несколько лет назад удивили европейских наблюдателей. Она официально стала кандидатом на вступление в июне 2022 года. В декабре этого года, если не произойдет неожиданностей, этот статус будет повышен открытием детальных переговоров о вступлении.
«Украина поражает чиновников ЕС своим скорым прогрессом в проведении необходимых реформ. Возможно, Украине еще понадобятся годы, чтобы стать полноправным членом ЕС, но война, похоже, ускоряет этот процесс, а не задерживает его», – говорится в статье.
В США, однако, перспективы более неопределенные. 10 августа Белый дом обратился к Конгрессу с просьбой выделить еще 24 миллиарда долларов «дополнительного» бюджета для Украины, что увеличит общий объем американской помощи до 135 миллиардов. Сторонники такой помощи как среди демократов, так и среди республиканцев составляют явное большинство в обеих палатах Конгресса. Если бы запрос был вынесен на простое голосование за или против, он был бы относительно легко одобрен.
Но это вряд ли произойдет из-за дисфункциональной американской политики. Большинство членов Палаты представителей могут поддерживать Украину, но небольшое количество республиканцев придерживается крайних антиукраинских взглядов. В частности, это касается Мэтта Гаеца, который предложил пригласить Россию вступить в НАТО, и сторонницу конспирологии Марджори Тейлор Грин, которая продвигает абсурдную идею о том, что помощь Украине действительно идет донорам демократов. Поскольку республиканцы имеют лишь незначительное большинство в Палате представителей, а спикер Кевин МакКарти не хочет полагаться на голоса демократов при принятии законов, пророссийские маргиналы оказывают гораздо большее влияние, чем это можно было бы ожидать.
Скорее всего, МакКарти присоединит дополнительный бюджет к другим важным законам, что усложнит его срыв. Прошлые попытки Палаты представителей отказать Украине в финансировании были преодолены, хотя каждая из них привлекала больше голосов республиканцев. У Байдена уже есть одобрение Конгресса на отправку в Украину оружия на сумму 6 миллиардов долларов из имеющихся запасов.
«Но после этого, вероятно, будет задержка на несколько месяцев, пока Конгресс будет рассматривать новый запрос. То, что появится, может быть каплями помощи, а не большими пакетами, как в прошлом году», – прогнозирует The Economist.
В долгосрочной перспективе помощь Украине быстро превращается в партийный вопрос, что вносит большую неопределенность. Республиканские избиратели под влиянием Дональда Трампа, который может снова стать кандидатом в президенты США, стали подвергать сомнению дальнейшую помощь Украине. Демократы по-прежнему поддерживают Украину. Большой бюджетный дефицит и высокие процентные ставки заставляют политиков всех партий неохотно брать взаймы. И даже демократы поддерживают идею о том, что европейские союзники Америки должны брать на себя большую инициативу в конфликтах в Европе.
«Если США попытаются навязать Украине урегулирование путем переговоров, у Европы не будет возможности сопротивляться этому », - утверждали недавно в журнале Foreign Affairs Лиана Фикс и Майкл Киммейдж, эксперты по вопросам России.
Другие говорят, что такой прогноз – это неоправданный фатализм. Французские чиновники утверждают, что если США прекратит поддерживать Украину, Европа не сможет полноценно заменить американские пушки и ракеты. Но было бы разумно и рационально попытаться увеличить собственное производство оружия.
Вопрос состоит в том, сможет ли Европа самостоятельно собрать достаточно денег и оружия, чтобы поддержать Украину. Хотя Америка оказывала львиную долю помощи в течение большей части войны, последний анализ немецкого аналитического центра Kiel Institute for the World Economy показывает, что эта тенденция сменилась противоположной.
Деньги – это еще не все
Однако цифры не рассказывают всю историю. США были опорой усилий союзников в поддержке Украины, председательствуя на регулярных встречах в Рамштайне, а также обеспечивая дипломатическое прикрытие другим странам Альянса. К примеру, Шольц настаивал на том, что не позволит отправить в Украину танки Leopard, если Байден не пришлет сначала несколько американских танков M1A1 Abrams.
В некоторых случаях европейцы присылали оружие в Украину с пониманием того, что они получат новое американское оружие взамен подаренному. Американские гарантии безопасности, подкрепленные ядерным оружием, придали европейцам уверенность в том, что они могут противостоять российским угрозам. США предоставили жизненно важные разведывательные данные, которые помогли Украине найти и уничтожить важные цели: от генералов до военных кораблей. Европе было бы очень тяжело заменить все эти американские усилия. Но вполне возможно, именно это и придется сделать.
«Предположением Запада было (и я думаю, что все об этом не говорили) что мы дадим украинцам все, что можем, потом они пойдут в одно большое наступление, и что бы ни произошло в конце, мы удовлетворимся этим. Таков был план», – говорит Салм.
По его мнению, нужен новый план, предусматривающий не только большее количество вооружений, но и больше технологий, чтобы компенсировать численное преимущество России. Также понадобятся более смелые санкции, такие как отстранение от участия в Олимпийских играх в Париже, а также новые учения, которые учтут ошибки лета. Но прежде всего нужно изменение мышления.
«Это именно то, о чем идет речь в российской войне на истощение: убедить Запад, что россияне могут выдержать больше, могут преодолеть и пережить его. Они знают слабые места демократий», – говорит эстонский чиновник.
Задача, по его мнению, состоит в том, чтобы убедить Путина в обратном.
«Мы как Рамштайнская коалиция в 25 раз богаче, сильнее и технологически развитее России... У нас не пустые карманы», - добавил Салм.