Владимир Пикузо, 38-летний юрист, основал "Агентство оборонных закупок" Украины вскоре после февраля 2022 года. Он отмечает, что летальная помощь на десятки миллиардов фунтов, оказанная Украине с февраля 2022 года, — лишь малая часть того, что необходимо для отражения больших и лучше финансируемых сил Путина, пишет Гарри Йорк, заместитель политического редактора газеты The Sunday Times.
"Нам недостаточно предоставленного оружия", — говорит он, отмечая, что в течение первых месяцев вторжения России примерно 60% вооружения, развернутого на поле боя, было поставлено Западом, а остальное приобрела непосредственно Украина — "но это было лишь 10% наших реальных потребностей".
Пикузо считает, что, чтобы переломить ход войны, Украине придется потратить сумму, которая "втрое или в четыре раза" превышает оборонный бюджет Китая в 200 миллиардов долларов. Это совпадает с оценкой высокопоставленных британских военных, считающих, что Украине нужно еще 300 миллиардов долларов, чтобы сравниться с Россией по объемам производства. Учредитель агентства добавляет, что бюджет Украины "недостаточен, чтобы обеспечить даже 20% наших реальных потребностей на поле боя".
Пикузо отмечает, что многие страны ввели эмбарго на поставку оружия де-факто после аннексии Путиным Крыма в 2014 году и отказались от значимых поставок в Украину. Ситуация изменилась во второй половине 2021 года, когда американская разведка пришла к выводу о неизбежности полномасштабного конфликта, и Белый дом санкционировал поставки противотанковых ракет Javelin. Основатель "Агентства оборонных закупок" считает, что это стало одной из главных причин начала войны.
"Именно отсутствие масштабных поставок в Украину заставило Россию задуматься о возможности скорой победы. Они были уверены, что мы не будем готовы к такой борьбе — и мы не были готовы", — говорит он.
Украина хотела бы иметь дело непосредственно с производителями вооружений и пыталась наладить другие надежные пути закупок. Пикузо сообщает, что она не раз пыталась убедить норвежских и шведских производителей запустить производственные линии, но они отказались, ссылаясь на высокую стоимость инвестиций и недостаточную прибыльность. Он приводит случаи, когда его команда пыталась приобрести критически необходимую партию боеприпасов, экспорт которых был запрещен национальным правительством.
"Мы получаем категорический отказ, но потом нам звонят по телефону и советуют отправить письмо о намерениях определенной компании-посреднику, возможно, даже не в этой стране. Когда мы присылаем письмо о намерениях и нам предоставляют проект контракта, мы сразу получаем разрешение на поставку этой партии в Украину. Мы понимаем, что это не удивительно, что какой-то конкретный посредник может доставить то, что было полностью ограничено правительством", — добавляет Пикузо.
В чем проблема для Украины? Эти дилеры знают, что сорвали джекпот и используют войну для того, чтобы поднять цены на оружие.
Перед интервью The Sunday Times получила список, составленный украинскими источниками с подробным знанием системы закупок, показывающий, что стоимость многих ключевых видов вооружений выросла в шесть раз за время войны. К ним относятся 122-мм ракеты "Град" советских времен, предназначенные для обстрела позиций пехоты, минометов и артиллерии противника. В начале войны дилеры продавали их по 900 долларов за снаряд; сейчас они просят 6 тысяч долларов, хотя Украина получает их по 4700 долларов на этот момент.
Цены на другие боеприпасы, такие как 152-мм снаряды для гаубиц Д-20, дальнобойной артиллерии, подскочили с 1200 до 5727 долларов, а 125-мм танковые боеприпасы стоят 7420 долларов по сравнению с 1200 долларами. Украине пока удается заключать сделки за половину этой цены, но вскоре у нее может не остаться другого выбора, кроме как согласиться на более высокие цены.
"Самой очевидной причиной этого кажется голая спекуляция — и тот факт, что Россия, как и Украина, разыскивает то же оружие по всему миру", — говорится в газете.
Дилеры знают, что россияне готовы платить и продают только тому, кто больше заплатит. Пикузо говорит, что некоторые поставщики и владельцы складов придерживают запасы, потому что знают, что через полгода цена удвоится.
Больше о том, зачем создали "Агентство оборонных закупок" и какие первые результаты работы пишет Виталий Шабунин в статье "Что не так с ГП "Агентство оборонных закупок"?