UA / RU
Поддержать ZN.ua

Собиратели трупов оккупантов: история волонтеров "Черного тюльпана" – пришлось иметь дело с мертвым врагом

Как те, кто согласился на эту мрачную задачу, выполняют ее в безлюдном селе.

В безлюдном селе на севере Донбасса группа волонтеров взялась за ужасную задачу вытащить два истлевших российских трупа из подвала рядом с разрушенным домом. Погибших, одетых в летнюю форму, поместили в подвал, вероятно, их собратья. Село Краснополье – недалеко от города Изюм, несколько раз переходившего в контроле между сторонами, прежде чем украинские силы вернули его в сентябре. К марту два тела разложились до такой степени, что почти не ощутимо было трупного запаха, их можно было узнать только по жетонам, говорится в материале военных корреспондентов The Guardian.

Отметим, что "Черный тюльпан" с 2014 года занимался поиском и возвращением домой тел украинских военных, а сейчас пришлось столкнуться и с необходимостью вывоза тел оккупантов. Почему?

Обмен телами погибших

Цель миссии – собрать тела россиян для обмена на погибших украинцев, поскольку государство не может признать солдата погибшим пока нет тела, но процесс их изъятия чрезвычайно рискован. Как и большинство деоккупированных территорий, Краснополье усеяно противопехотными минами. Россия использует системы дистанционного минирования, разбрасывающие крохотные мины с воздуха. Также было несколько случаев, когда русские войска миновали тела и дома перед отступлением.

« Мины сбрасываются с ракет, поэтому они могут быть где угодно. Их даже можно задеть за деревья и сдуть ветром», — сказал один из волонтеров, Артур, руководивший беспилотником, чтобы задокументировать обнаружение тел.

Украинские волонтеры, согласившиеся на эту сложную миссию, принадлежат к группе под названием «Черный тюльпан» и говорят, что с февраля они раскопали 311 русских солдат на деоккупированных территориях. Начисляя около 10 волонтеров, они являются одной из нескольких групп, а также украинских военных подразделений, которые ищут на деоккупированных территориях и передовой в поисках трупов.

Лидер Черного тюльпана Алексей Юков рассказал, что до февраля прошлого года был в селе частым гостем. Военный энтузиаст он выкапывал скелеты Второй мировой войны, а в 2014 году начал работать на ничейной территории между российским и украинским фронтом.

Он вспоминает шесть семей, живших на пустой улице. По его словам, большинству жителей села удалось уехать, но несколько были убиты. Одна пара, которая пришла посмотреть на свой разрушенный дом, заметила торчащий из подвала шлем и позвала Юкова.

После судебно-медицинской экспертизы

Двух российских военных, останки которых исследуют, а личные вещи, например деньги, удостоверения и документы, зарегистрируют, обменяют на тела украинских военных после проведения судебно-медицинской экспертизы, сообщили волонтеры.

Обмен телами между Россией и Украиной очень секретный процесс, и ни одна сторона не разглашает общее количество отправленных. Источник, часто участвующий в обменах и согласившийся говорить на условиях анонимности, сообщил: « С начала российского вторжения между двумя странами произошло по меньшей мере 20 обменов телами солдат».

По словам источника, обмен телами происходит на российско-украинской границе или линии фронта под надзором военного руководства стран.

Международный комитет Красного Креста заявил, что участвовал в нескольких операциях. «Благодаря этой работе нам удалось вернуть сотни погибших солдат, которые потом могут быть идентифицированы и в конце концов возвращены их семьям для захоронения», — сказал представитель МККК в Украине Ашил Депре.

Тела сжигают, чтобы скрыть потери и не только

Но идентификация тел может быть сложной: русские трупы иногда находят сожженными, иногда местными жителями из соображений гигиены, а иногда русскими военными, очевидно, в попытках скрыть свои потери.

«В Лиманском районе мы нашли пятерых россиян, трупы которых были сожжены», — сказал Юков из города, оккупированного российскими войсками до начала октября. «Есть те, кто пытается скрыть свои потери, чтобы не тянуть их с собой. В других случаях местные жители сжигали трупы из-за неприятного запаха.

«Это походило на Вторую мировую войну. Также мы однажды нашли советских солдат в большой яме – там было 10-15 человек – можно было сказать, что их специально сожгли», – рассказал Юков, описывая часть своей работы до 2014 года.

Служба безопасности Украины считает, что тела тысяч погибших российских военных неофициально утилизируются, поскольку Кремль ведет их в своих документах как «пропавших без вести».

Яма, заваленная трупами российских солдат

В майском перехваченном телефонном звонке русского солдата говорилось, что его товарищи были похоронены в «свалке с человеческий рост» недалеко от оккупированного Донецка. «Груза 200 столько, что горы трупов достигают 2 метров», — сказал он в разговоре. “Это не морг, это свалка. Это массивно».

"Их просто туда бросают", - сказал российский солдат во время другого перехваченного звонка. «А потом проще сделать так, будто они бесследно исчезли. Легче притвориться, что их (погибших) просто нет, и все».

В ноябре прошлого года Guardian пообщался с десятками местных жителей и рабочих в Херсоне, которые сказали, что российские силы использовали местную свалку, чтобы сжечь тела погибших российских солдат во время шестимесячной оккупации.