UA / RU
Поддержать ZN.ua

Семьи пропавших без вести: как их поддержать

Автор: Анна Самородченко

В реестре насчитывается более 36 тысяч записей о лицах, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Жуткие цифры статистики, за каждой из них — человеческая жизнь. А за каждым исчезнувшим человеком — его семья. Все множится в геометрической прогрессии. Поэтому говорить о без вести пропавших и их семьях крайне необходимо.

Исчезновение без вести — одна из самых тяжелых ситуаций, с которыми сталкиваются семьи. Это не только физическая потеря, но и эмоциональная и психологическая травма, которая может оставить глубокий след в сердцах тех, кто остался. Это страшная ситуация, которая сопровождается широким спектром эмоций: отчаянием, беспокойством, тревогой, надеждой и разочарованием.

Читайте также: Из-за российско-украинской войны в Украине пропавшими без вести считаются более 2 тысяч детей

«Каждое невпопад сказанное окружением слово оставляло болезненные шрамы»

Что переживают в реальности семьи пропавших без вести?

Наталия, жена пропавшего Анатолия Демченко, уже второй год ждет и ищет своего мужа.

«Мой муж исчез без вести в населенном пункте Одрадовка на Донетчине 15 октября 2022 года, — рассказывает женщина. — Тогда семьи пропавших часто оставались один на один со своими проблемами (как связанными с розыском родного человека, так и психологическими). Родные и друзья не находили слов, чтобы поддержать нас, а каждое невпопад сказанное окружением слово оставляло болезненные шрамы в душе.

Всегда старалась быть сильной женщиной, но тут впервые поняла, что нуждаюсь в поддержке и что эта поддержка должна быть профессиональной. Поэтому я впервые обратилась к психологу. Психологические качели усилились с началом отпуска. Физическое и моральное истощение достигло критической точки. Было впечатление, что очень медленно иду на дно. Боль, отчаяние, обвинение себя в том, что нет возможности помочь... И в этот момент я случайно наткнулась на сообщение о том, что действует группа поддержки от Украинского ветеранского фонда.

Читайте также: Важно знать: какие данные о пленных и пропавших без вести нельзя распространять в интернете

Только на групповой терапии, в кругу «равный — равному», услышав истории других, я поняла, что все, что я чувствую, нормально. Психологи предложили воспользоваться индивидуальными консультациями на горячей линии, поскольку группа работает раз в неделю, а на линию можно обращаться круглые сутки, когда больше всего накрывает.

Мне кажется, что наше общество должно обращать больше внимания на психологическую поддержку семей пропавших без вести. Вы можете даже не замечать, что рядом с вами живут измученные и изможденные неизвестностью тысячи семей героев».

Читайте также: Рекламу колл-центра с надписью "Будет только хуже" убрали в Киеве: психолог объяснил, почему она вредна

Почему семьям пропавших без вести трудно переживать потерю

Неопределенность — сложнейший аспект этой ситуации. Семьи пропавших без вести не знают, что случилось с их близкими, — живы они или нет; оказались в опасности, попали в плен или были ранены. Все это порождает напряжение, тревогу, чувство бессилия. Семьи постоянно ждут новостей, живут в надежде и страхе. Жизнь близких очерчивается двумя состояниями. Во-первых, это неопределенность. Бесконечное хождение по кругу между надеждой и отчаянием вызывает огромный стресс, поскольку семьи не могут обрести покой и начать процесс оплакивания или восстановления.

Во-вторых, постоянный поиск и надежда. Семьи пропавших без вести часто не могут прекратить поиски и надеются на возвращение близкого человека. Эта надежда может быть тяжелой и изнурительной, поскольку продолжается бесконечно долго.

Социальная изоляция — еще одна сложная проблема для семьи. Часто такие семьи чувствуют себя обособленными от других людей, которые не понимают их ситуацию в полной мере. Иногда семьи могут столкнуться с недостаточной поддержкой со стороны своего окружения. Это может усилить чувство одиночества и беспомощности.

Также эмоциональное знание о возможной потере тоже влияет на семьи пропавших без вести. Они постоянно живут в страхе и тревоге, не зная, что ожидает их завтра. Это может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство и другие психологические проблемы, требующие дополнительной психологической поддержки. Чтобы справиться с чувствами гнева, вины, отчаяния, беспомощности и другими сложными эмоциями, возможно, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Читайте также: Психологическая поддержка: где ее могут получить ветераны

Кроме эмоциональных аспектов, семьи пропавших без вести также сталкиваются с практическими трудностями. У них могут появиться финансовые проблемы, поскольку потеря заработка кормильца может существенно сказаться на их доходе. Также семьям может быть сложно организовать быт, ухаживать за детьми и исполнять рутинные обязанности, поскольку они переживают стресс. Это нарушает и родственные связи, и рутину. Родители могут стать одинокими воспитателями, дети теряют поддержку. Становится сложно планировать дальнейшую жизнь и принимать решения, поскольку нет уверенности в будущем. Это может привести к ощущению потери контроля и повлиять на общее самочувствие всей семьи и отдельных ее членов.

Таким образом, тяжесть переживаний семьи пропавшего без вести заключается в неопределенности, постоянном поиске и надежде, социальной изоляции и эмоциональной нагрузке. Важно помогать таким семьям, обеспечивая им эмоциональную и практическую поддержку. Профессиональные психологи и социальные службы могут оказать необходимую помощь в этот трудный период: научить руководить стрессом, проработать эмоциональные реакции, помочь семьям понять и принять свои чувства. Исчезновение близкого человека может быть чрезвычайно сложной и травматической ситуацией для всех, кто с ней связан.

Читайте также: Советы психолога: как не обидеть человека с травмой лица

Способы поддержки тех, чей близкий человек пропал без вести

Читайте также: Израиль возобновил обучающие курсы для украинских психологов

Какой может быть помощь психолога

Психолог может помочь семье и отдельным ее членам в случае исчезновения без вести близкого человека, предоставляя эмоциональную поддержку и способствуя восстановлению психологического благополучия. Из своего опыта хочу привести общие направления, в которых психолог может помочь.

Психологическая поддержка. Психолог может стать слушателем и быть эмпатичным к семье. Он может предоставить пространство для проявления эмоций, разговора о страхах, тревоге и горе, злости, гневе и отчаянии, которые могут возникнуть вследствие исчезновения. Психологи могут предоставить семье инструменты и стратегии для управления эмоциями.

Понимание и нормализация (легализация) эмоций. Психолог может объяснить, что чувства печали, тревоги, разочарования, злости, гнева являются естественной реакцией на такие события, и что эти эмоции важны и допустимы. Легализация гнева и злости в семье пропавшего без вести, по моему опыту, важна, поскольку помогает открыть дверь к исцелению и поддержке. Это позволяет каждому члену семьи выразить свои чувства, понять друг друга и найти конструктивные пути решения конфликтов. Легализация гнева также способствует укреплению связей в семье и создает основу для дальнейшего развития и роста. Когда гнев и злость легализованы, семья может работать вместе над поиском решений и улучшением коммуникации. Это также способствует поддержке ментального и эмоционального благополучия каждого члена семьи.

Развитие стратегий копинга, то есть способов психологической деятельности и поведения, которые вырабатываются сознательно и направлены на преодоление стрессовых и сложных бытовых ситуаций. Главная задача копинга — обеспечение и поддержание благополучия человека, его физического состояния, психического здоровья и социальных отношений. Психолог может помочь семье развить стратегии копинга, которые помогут ей справиться со стрессом и эмоциями, связанными с потерей. Это могут быть техники релаксации, медитации, дыхательные упражнения или использование положительных механизмов исцеления. Или даже шопинг, который, по сути, является медитативным и возвращает человеку ощущение, что у него есть выбор в этой жизни.

Поддержка в развитии сильных сторон. Психолог может помочь семье проявить и развить сильные стороны и ресурсы, которые помогут ей пережить этот трудный период. Он может содействовать сохранению родственных связей, поддерживать положительную коммуникацию и способствовать взаимной поддержке.

Рекомендации по самозаботе. Психолог может дать семье советы по самозаботе и уходу за своим эмоциональным и физическим благополучием. А также обратить особое внимание на здоровье тех, у кого есть хронические заболевания. Помочь найти возможности своевременно сделать исследования, анализы, пройти плановую госпитализацию.

Психолог может оказать индивидуальную поддержку каждому члену семьи, а также провести семейные консультации, чтобы помочь укрепить связи и вместе пережить эту сложную ситуацию. Также психолог может помочь семье найти ресурсы и поддержку от других организаций, которые специализируются на работе с семьями. Не стоит пренебрегать квалифицированной помощью.

Специалисты горячей линии Украинского ветеранского фонда оказывают поддержку ежедневно и круглые сутки. Звонки в пределах Украины бесплатные: 0800332029. Также может быть очень полезным и оказать помощь посещение групп поддержки.