UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Российскому пилоту понадобилась секунда, чтобы нажать кнопку": Жители Ирпеня понемногу отстраивают свои дома

Улица Юхимчуков была серой зоной между украинским войском и армией окупантов. Только после освобождения Киевской области супруги смогли вернуться на свой разрушенный двор.

Владимир Юхимчук считает, что это Бог спас его и его жену 4 марта 2022 года — в день, когда российский самолет запустил ракету по его дому в Ирпене, к северо-западу от Киева. От взрыва находившийся в гостиной 59-летний мужчина получил сотрясение мозга, а его жена, которая была на кухне, обошлась царапинами, пересказывает историю супругов для POLITICO украинская журналистка Вероника Мелкозерова.

«Я не знаю, как иначе это описать, кроме чуда Божия. Когда наши соседи увидели происшедшее, они подумали, что мы погибли. И все же мы были там, ища друг друга в темноте и пыли», — сказал господин Юхимчук, стоя у развалин дома, который его семья разделяла с семьей беженцев из Донецкой области.

Юхимчуки жили в одной половине дома, а семья из-под Донецка занимала другую. Однако к моменту авиаудара беженцы уже покинули Ирпень, опасаясь самого худшего. Постоянно вынуждены двигаться дальше из-за войны, они уже потеряли свою квартиру в Донецке, когда поддерживаемые Россией наемники оккупировали город в 2014 году.

«Ракета попала в их часть дома», – сказал Юхимчук.

Подобных историй тысячи. Несмотря на то, что восстановление продолжается, Киев и многие другие регионы, освобожденные от российских войск, до сих пор – со шрамами. Киевская школа экономики оценила ущерб от разрушения жилищного фонда в €50,7 млрд ($54 млрд). В целом на январь было повреждено или разрушено 149,3 тыс. жилых домов, в том числе 17,5 тыс. многоквартирных домов и 280 общежитий, сообщает KSE.

По состоянию на осень 2022 года более 2,4 млн. украинцев получили повреждение или разрушение домов. Такой масштаб разрушений требует совершенно новой системы обеспечения пострадавших жильем, сообщило в январе Министерство регионального развития и инфраструктуры Украины. Президент Зеленский также заявил, что реконструкция страны будет стоить более $1 трлн.

Напомним как выглядел Ирпень после освобождения. 

Различные иностранные организации, такие как Global Empowerment Mission, Howard Buffet Foundation, Программа развития ООН вместе с зарубежными партнерами Украины помогают людям перестроить или найти временное убежище в панельных домах.

Но объем работы пугает. Пока украинское правительство планирует привлечь международных партнеров и начать «самую масштабную реконструкцию со времен Второй мировой войны», тем временем людям часто приходится снимать квартиры или жить у родственников, и проводить реконструкцию самостоятельно. Погодные условия и время рискуют завершить начатое российскими боеприпасами дело и разрушают даже дома, которые технически можно отремонтировать.

«Перед началом работ местные власти классифицируют разрушенное жилье на три вида: имеющее незначительные повреждения, нуждающееся в капитальном ремонте и которое нужно демонтировать. Очень часто люди отказываются разбирать сильно поврежденные дома, потому что хотят их восстановить», – рассказал заместитель председателя Бучанского городского совета Дмитрий Чейчук.

Дом Юхимчука находится в третьем – «подлежит демонтажу» – категории разрушения.

«Моей жене этот дом достался от родителей. Но мы его модернизировали и сделали идеальным для наших лет на пенсии. Мы так много работали», – с горечью сказал Юхимчук. «Российскому пилоту понадобилась всего секунда, чтобы нажать кнопку. Но я все равно считаю, что нам повезло. По крайней мере, пожара потом не вспыхнуло».

В Ирпене был тогда хаос. Люди эвакуировались, больницы не работали эффективно. Во время авианалетов Юхимчуки бегали к соседу в подвал через дорогу.

«Если мы умрем, мы умрем. Единственное, о чем я молился, – чтобы смерть наступила быстро», – рассказал Юхимчук.

После того, как их дом был разрушен, супруги переехали в квартиру брата Владимира в подконтрольной Украине части Ирпеня. (Тогда за город еще шли бои с оккупантами). Их улица стала серой зоной между двумя армиями. Только после освобождения Киевской области они смогли вернуться на свой разрушенный двор, чтобы начать убирать завалы.

Хотя местные власти сказали Владимиру, что его дом можно будет отстроить только после окончания войны, Бог снова вмешался. На помощь пришла местная протестантская церковь – волонтерский центр Ирпенской библейской церкви.

«Американские верующие узнали нашу историю и решили помочь финансово», – рассказал Юхимчук. «Церковь нашла людей и примерно через месяц они построили временный дом рядом с разрушенным».

Строительные работы завершились в ноябре. Однако перезимовать в новом доме семья так и не смогла. «В нашем доме есть система электрического отопления, поэтому когда россияне бомбили нашу энергетическую инфраструктуру, здесь было достаточно холодно. Пришлось поставить буржуйку, – продолжил Юхимчук.

Он надеется построить свой дом после окончания войны. Хотя многие говорили ему, что спрашивали Бога, почему он позволил России вторгнуться в Украину, Юхимчук говорит, что они были неправы, когда обращались к Господу только с жалобами. "Я считаю, что эта ситуация находится под его контролем", – сказал Юхимчук. «Посмотрите, как все обернулось для меня. Так много людей  погибли после того, как эти ракеты попали в их дома. Многие выжили, но не получили никакой помощи и негде было жить. Но я молился, и кто-то всегда приходил, чтобы помочь нам».