В четверг, 8 июня, Русская православная церковь сообщила, будто РФ передала Венгрии 11 украинских военнопленных закарпатского происхождения. Венгерские СМИ на следующий день заявили, что венгерские власти подтвердили выдачу граждан Украины, однако в Главном управлении разведки Минобороны Украины сейчас проверяют эту информацию.
Так, накануне появилось сообщение, что РПЦ «в рамках межцерковного сотрудничества по запросу венгерской стороны состоялась передача Венгрии группы украинских военнопленных закарпатского происхождения, участвовавших в боевых действиях». При этом СМИ со ссылкой на свои источники сообщали, что передача военнопленных украинцев не согласована с самой Украиной.
«Передача военнопленных никоим образом не согласована с Украиной, ее целесообразность объясняется «подкарпатским происхождением» военных. Важно понимать, что все эти военные граждане Украины, поэтому их передача в любую третью страну невозможна без согласия и непосредственного участия Украины», – цитировало index.hu слова источника одного из украинских изданий.
На следующий день, 9 июня, венгерское издание ATV обратилось за комментарием к вице-премьер-министру Жолту Шемьену, который также ответственен за церковные дела. Указано, что он не стал раскрывать подробности, ссылаясь на «интересы дела и людей». Однако Шемьен заявил, что «все это является жестом РПЦ в отношении Венгрии, ей эти люди обязаны своей свободой». Причем в издании утверждают, что сам Шемьен и курировал дело как вице-премьер, ответственный за церковные дела.
«Это мой человеческий и патриотический долг», – венгерский премьер в комментарии ATV.
В свою очередь представитель ГУР МОУ Андрей Юсов в комментарии «РБК-Украина» заявил, что украинская разведка проверяет информацию о передаче Венгрии украинских военнопленных. По словам Юсова, сейчас официального подтверждения этой информации нет.
Он отметил, что украинское Министерство иностранных дел обратилось к венгерским коллегам в Киеве и Москве, а также в МИД Венгрии. Однако ни венгерское министерство, ни тот же Жолт Шемьен не подтвердил данной информации. По словам Юсова, информацию о передаче пленных также не подтверждают международные структуры, в том числе Комитет красного креста.
«К тому же, кроме собственно так называемой РПЦ, действующей на территории государства-агрессора, никакие другие условно официальные структуры Российской Федерации не обнародовали и не подтверждали данные о якобы передаче другой стране наших военнопленных», – добавил Юсов.
По словам представителя ГУР МОУ, информация о передаче Венгрии пленных либо не соответствует действительности, либо это была какая-то спецоперация или сотрудничество с участием определенных структур, которые нельзя называть причастными к тому или иному государству на официальном уровне.
В то же время Юсов заявил, что ГУР располагала информацией о подготовке российскими спецслужбами информационно-психологической операции, в которой должна была участвовать РПЦ.
«Ее цель заключалась в восстановлении репутации и поднятии имиджа на территории Европейского союза. К сожалению, Российская Федерация продолжает использовать наиболее чувствительные темы, в частности, судьбы военнопленных не для решения гуманитарных вопросов и выполнения международных обязательств, а для проведения отдельных информационно-психологических операций», – подчеркнул Юсов.
Он подчеркнул, что единственный орган, который уполномочен в Украине заниматься возвращением и обменом наших военнопленных – это Координационный штаб по обращению с военнопленными, который отвечает Женевским конвенциям. Он добавил, что формально подобная организация есть и в РФ, однако «никакой активности по данной ситуации с их стороны не было».
Юсов также отметил, что большинство украинских защитников и находящихся сегодня в плену защитников считают себя православными.
«И мы надеемся и настаиваем на том, что должно быть равное отношение ко всем военнопленным, независимо от их религиозного вероисповедания, этнического или регионального происхождения. Собственно, именно такой цивилизованный подход демонстрирует сегодня Украина во исполнение международного гуманитарного права», – добавил представитель ГУР.
Напомним, 25 мая Украина и Россия провели очередной обмен пленными, в рамках которого нашей стороне удалось вернуть домой 106 военных по бахмутскому направлению – восемь офицеров и 98 солдат и сержантов. В Координационном штабе по вопросам обращения с военнопленными впоследствии добавили, что без вести пропавшими из 106 числятся 68 военных.