Недавно Москва и Пекин объявили о создании "совместной комиссии по развитию Северного морского пути". Многие аналитики, в том числе из Королевского Объединенного института оборонных исследований, считают, что это выгоднее Си, чем Путину, но в любом случае, желание России использовать Крайний Север для деятельности в серой зоне будет только расти.
Так называемый "темный флот" танкеров, контрабандой перевозящих российскую нефть, сейчас насчитывает 1400 единиц и продолжает пренебрегать международными морскими конвенциями, используя при этом опасные и часто незастрахованные суда. В Африке и Индии появляются новые, непроверенные реестры и страховые компании для прикрытия этой деятельности, в то время как пытающиеся отгружать нефть легально (по цене ниже согласованной) сталкиваются с непоследовательной бюрократией со стороны органов власти стран G7, США, ЕС и Великобритании, сообщает The Telegraph.
"Однако по всей этой российской активности в серой зоне есть повод для оптимизма: их слабые действия в морской среде, когда операции становятся обычными. В Черном море 25% российских кораблей были утоплены или повреждены", — отмечает газета.
Анализ потопления флагмана "Москва" Вооруженными силами Украины показал почти полное отсутствие базовых мер противовоздушной обороны, не говоря уже об усиленных мерах находящегося в состоянии войны военно-морского флота. Он был потоплен ракетами класса "земля-земля", но с тех пор не менее эффективными оказались надводные корабли без экипажа, такие как Magura V5, стоившее Москве более 500 миллионов долларов в виде утраченных кораблей.
Здесь есть три хорошие новости для Запада. Во-первых, Черноморский флот России сейчас почти полностью неэффективен. Пока у них еще есть ракеты "Калибр", их нельзя полностью списывать со счетов, но их боевой дух должен быть на дне. То, что они не внедряют инноваций и не приобретают опыт перед лицом атак, является четким признаком этого.
Во-вторых, вслед за этим, российские попытки заблокировать выход кораблей из Черного моря продолжают терпеть неудачу. Это хорошая новость как для украинского экспорта, так и для зависящих от него стран на другом берегу.
Наконец, неспособность России контролировать свои ближние воды показывает, что, за исключением операций ядерных подлодок, растущая активность Москвы в серой зоне по всему миру, хоть и раздражает и истощает ресурсы, но не имеет обычной военно-морской поддержки для того, чтобы стать чем-то больше.
Напомним, что журнал Foreign Affairs писал, что Украина получила победу на море. Украинские ракеты и беспилотники уничтожили или серьезно повредили два фрегата, пять танковых десантных кораблей и подлодку России.