Неспровоцированная война России против Украины, начавшаяся в 2014 году, особенно после полномасштабной вооруженной агрессии 24 февраля 2022 года, привела к большому количеству трагических последствий и возникновению ряда глобальных проблем, одна из которых — заминированные россиянами украинские территории.
К сожалению, надо констатировать, что почти ежедневно наши граждане подрываются на взрывоопасных предметах, получают телесные повреждения разной степени тяжести, и, что хуже всего, процент летальных случаев очень высок. Особенно уязвимы дети. Их любознательность и желание познать все новое могут привести к необратимым и трагическим последствиям.
По обобщенной информации Министерства реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, с начала полномасштабного вторжения России в Украину 251 человек погиб, а 529 получили травмы разной степени тяжести. Фактически ежедневно мы получаем сообщения о выявленных взрывоопасных предметах или подорвавшихся на них гражданах.
По состоянию на сегодняшний день взрывоопасными предметами потенциально загрязнено ориентировочно 174 тыс. кв. км (общая площадь Украины составляет больше 603 тыс. кв. км), в том числе 14 тыс. кв. км акваторий рек, водоемов и водохранилищ Украины, прибрежных акваторий Азовского и Черного морей, то есть 30% территории Украины. Со времен Второй мировой войны такая ситуация — беспрецедентно масштабный и сложный вызов для всего сектора безопасности и обороны Украины и международного сообщества.
К сожалению, война еще не закончилась, и эти страшные цифры будут лишь расти. Что государство делает уже сейчас? Как выстраивает практику разминирования и систему будущей безопасности, чтобы спасти максимальное количество жизней? Насколько плодотворно сотрудничает с международными партнерами?
Чья это внутренняя ответственность и каковы оперативные задачи
В органах системы МВД разминирование проводят Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, Национальная полиция Украины и Национальная гвардия Украины (общее количество личного состава 1900 человек). Весной этого года правительство образовало Центр гуманитарного разминирования. Основные задачи Центра — взаимодействие между донорами, которые осуществляют финансовые мероприятия по гуманитарному разминированию и предоставляют международную техническую помощь; содействие операторам противоминной деятельности в оказании услуг в сфере гуманитарного разминирования; развитие и внедрение новых технологий и методов разминирования.
Приоритетность и очередность разминирования территорий после их деоккупации определяется военными администрациями. Это одно из ключевых направлений сотрудничества местной власти с силами безопасности и обороны в деоккупированных регионах.
Активно изучается и внедряется в ежедневной практической работе опыт других стран, которые десятилетиями разминируют свои территории после окончания боевых действий, в частности Хорватии, Северной Македонии, Азербайджана, Грузии, Косово и других. Масштаб украинской проблемы намного глобальнее, чем в перечисленных выше странах. Но нужно сказать, что Украина не одна. Мы благодарны международным партнерам за формирование и расширение коалиции гуманитарного разминирования. От участников глобальных международных встреч лидеров свободного мира мы все больше слышим об акценте на потребностях в вопросе разминирования.
Есть два основных вида разминирования: оперативное (первоочередное или неотложное) и гуманитарное (плановое, комплексное). После деоккупации украинских территорий все органы противоминной деятельности сразу приступают к оперативному разминированию в порядке приоритетности:
1-й этап — очищение основных логистических путей, объектов энергетической инфраструктуры, водоканалов. Вслед за пиротехниками сразу идут электрики и восстанавливают линии электропередачи. В целом первоочередная задача — восстановление жизнедеятельности населенных пунктов;
2-й этап — гуманитарное разминирование сельскохозяйственных угодий и земель общего пользования;
3-й этап — гуманитарное разминирование естественных экосистем, территорий за пределами населенных пунктов и лесных массивов, а также подводное разминирование акваторий водных объектов.
Динамика разминирования
В мире существует классическая формула: год войны — 10 лет разминирования. Поскольку военные действия у нас начались не 24 февраля 2022 года, а еще в 2014-м, то сроки разминирования территорий являются глобальной мировой проблемой. Впрочем, не стоит раньше времени выносить вердикт о как минимум 100 годах, необходимых для полного разминирования. Четкое планирование и временные перспективы станут известны после полной деоккупации всех территорий суверенной Украины в границах 1991 года. Другой важный фактор — вопросы технического обеспечения. Современные технологии дают возможность очищать территории качественнее, быстрее и безопаснее. С учетом динамичного научно-технического прогресса это направление будет совершенствоваться, а соответственно, и формула 1 год войны = 10 лет разминирования будет корректироваться. Поэтому временные рамки сейчас только ориентировочные.
По состоянию на сегодняшний день, у ГСЧС и полиции в наличии 17 машин механизированного разминирования. В относительно краткосрочной перспективе планируется получить от доноров еще около 25 единиц современной техники, что будет способствовать повышению динамики разминирования. Летом этого года была сертифицирована первая отечественная машина механизированного разминирования, изготовленная на одном из харьковских заводов. С учетом существующего количества сил систем органов МВД, задействованных в разминировании территорий, первоочередная потребность в машинах механизированного разминирования составляет 70 единиц.
За период действия военного положения силами органов системы МВД выявлены и обезврежены более 650 тыс. взрывоопасных предметов. Обследована территория площадью свыше 140 тыс. га, более 15 тыс. объектов, около 7 тыс. км линий электропередачи, почти 500 км газопроводов, 4 тыс. км автомобильных дорог и 600 км железнодорожных путей.
К факторам, влияющим на динамику проведения разминирования, относится и рельеф местности. Например, машину механизированного разминирования нельзя использовать в лесной, скалистой или болотистой местности. Погодные условия также влияют на динамику разминирования. Разминирование невозможно проводить при низкой температуре (ниже +3–5°). Фактически в период с поздней осени до середины весны разминирование не проводится. Даже в летний период длительная дождливая погода неблагоприятна для очистки территорий от взрывоопасных предметов.
Еще одной проблемой является то, что российские оккупанты часто используют системы дистанционного минирования. И поэтому у нас нет 100-процентной уверенности в безопасности территорий, очищенных взрыво- и пиротехниками, ведь оккупанты могут осуществить повторное дистанционное минирование, а это большая угроза для жизни и здоровья людей, а также для диких и домашних животных. Особенно это угрожает прифронтовым и пограничным с Россией территориям.
Основные препятствия для проведения эффективного и относительно быстрого разминирования территорий тоже известны. Речь идет о недостаточном количестве машин механизированного разминирования, доказавших свою результативность при разминировании деоккупированных территорий (один день работы такой машины эквивалентен 100 дням работы одного пиротехника). О постоянных обстрелах со стороны оккупантов, ракетных и артиллерийских ударах, а также сбрасывании врагом взрывных предметов дронами. О повторном дистанционном минировании территорий. Об использовании пластиковых корпусов для мин с целью усложнить их идентификацию с помощью металлоискателя. О распространенном использовании мин-лепестков, которые визуально похожи на листок и тяжело обнаруживаются с помощью металлодетектора. О недостаточности снаряжения, средств личной защиты и автомобилей для транспортировки личного состава, чтобы можно было увеличить штат. О минировании россиянами объектов гражданской инфраструктуры и маскировке взрывных устройств в самых непредсказуемых местах (детских игрушках, кроватях, кофеварках, автомобилях и т.п.)
Но главное — это работа, направленная на обеспечение осведомленности людей о видах взрывоопасных предметов, понимание алгоритма действий при выявлении таких предметов и необходимости соблюдать определенные ограничения и четкие правила ради собственной безопасности. Особенно это будет касаться жителей территорий, долгое время находившихся под оккупацией. Например, разминирование части Киевской, Черниговской, Сумской областей, почти два месяцы находившихся под оккупацией, продолжается до сих пор.
Практические шаги, которые помогают сохранить жизнь
Чтобы предотвратить человеческие жертвы среди гражданского населения, находившегося под оккупацией, а также проживающего в прифронтовых районах, подразделениями ГСЧС и полиции проводятся образовательно-просветительские мероприятия с использованием всех доступных источников информирования населения.
Мобильное приложение «Розмінування України». Разработанное удобное многофункциональное мобильное приложение содержит актуальную информацию в режиме реального времени об особо опасных районах, которые находились под оккупацией и могут быть загрязнены взрывоопасными предметами, информацию о видах и характеристике таких предметов, правила поведения при обнаружении подозрительных объектов, а также обеспечивает возможность сообщить о потенциально опасной находке с помощью нескольких кликов с автоматическим установлением места нахождения человека.
Еще один полезный функционал приложения — возможность подать заявку, чтобы стать сапером или идентификатором взрывоопасных предметов, или оператором противоминной деятельности. МВД в части формирования государственной политики в сфере противоминной деятельности — руководствуется принципами минимизации бюрократических процедур и максимального содействия частным операторам противоминной деятельности, которые хотят приобщиться к очистке территорий.
«Классы безопасности». Совместно с фондом ООН (ЮНИСЕФ) в Украине осуществляется масштабирование проекта «Классы безопасности» в учебных заведениях. В разных регионах страны ученики активно обучаются поведению в чрезвычайных ситуациях. Детям в игровой форме с использованием интерактивных средств рассказывают о безопасном поведении в условиях военного положения, пожарной и минной безопасности.
Глобальные и внутренние риски
Заминированные регионы теряют привлекательность не только для зарубежных, но и для отечественных инвесторов. Имеют место высокие риски для жизни и здоровья работников предприятий, риски безвозвратной потери дорогостоящей техники, используемой в производстве (не подлежит страхованию), и другие (производные) риски, которые непременно учитываются при разработке инвестиционных планов. Следовательно, существенно страдает экономический сектор.
Что же касается продовольственной безопасности, то минирование земель сельскохозяйственного назначения влияет на мировую продовольственную безопасность, уровень цен на товары, соответственно, и на общее благосостояние населения разных стран. Продовольственный кризис угрожает прежде всего развивающимся странам, в частности Глобальному Югу — странам Африканского континента. Мы должны понимать, что украинские черноземы — настоящее сокровище. Их нужно оберегать и заботиться об их плодородии. На заминированных землях, которые долгое время не обрабатываются, появляются кустарники, распространяется запустение, соответственно, возвращение их к состоянию плодородия будет требовать значительных финансовых и ресурсных затрат и человеческих усилий.
Логистическая безопасность. Украина имеет исключительно выгодное географическое расположение, что дает возможность объединять воздушные, дорожные, морские, речные логистические сообщения. И здесь мы в который раз убеждаемся, что минирование украинских территорий — мировая проблема, решение которой выходит далеко за рамки заминированной площади.
Экологическая безопасность. Если вспомнить глобальную жизнь мира до 24 февраля 2022 года, то две основные проблемы, бывшие краеугольными вопросами на всех международных мероприятиях и находившиеся в повестке дня деятельности правительств стран, — это противодействие пандемии, возникшей вследствие острого респираторного заболевания COVID-19, вызванного коронавирусом SARS-CoV-2, экологическая безопасность мира и глобальное потепление. Через год после вторжения России в Украину целью устойчивого развития чаще всего является преодоление бедности, а самое большое внимание уделено проблеме изменения климата. А минирование украинских земель россиянами существенно ухудшает экологическую ситуацию в мире.
Мы благодарны полицейским-взрывотехникам, пиротехническим подразделениям Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии Украины, а также всему сектору безопасности и обороны за их ежедневный титанический труд, от которого зависит судьба не только Украины, но и мира.
Разминирование украинских территорий в рамках Формулы мира
Формула мира, предложенная президентом Украины Владимиром Зеленским, была поддержана абсолютным большинством цивилизованного мира. Это подтверждается голосованием за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «О справедливом и устойчивом мире в Украине» от 23 февраля 2023 года (за — 141 страна; против — 7 стран; воздержались — 32 страны). Формула мира содержит 10 взаимосвязанных составляющих.
Проблематика разминирования территорий Украины охватывает по меньшей мере три пункта Формулы мира — «Радиационная и ядерная безопасность», «Энергетическая безопасность», «Противодействие экоциду».
Например, реализация восьмого пункта «Противодействие экоциду» (факты целенаправленного негативного влияния на природную среду, в том числе во время боевых действий). Сознательным и целенаправленным актом экоцида стал подрыв 6 июня 2023 года российскими военными Каховской гидроэлектростанции, вызвавший самую большую техногенную и экологическую аварию за последние десятилетия, которая привела к затоплению более 80 населенных пунктов, гибели людей, уничтожению флоры и фауны, уменьшению количества генерации электроэнергии для потребностей гражданского населения, прекращению водоснабжения городов-миллионников и других населенных пунктов, а также значительному повышению уровня потенциальной угрозы аварии на Запорожской АЭС.
Большое количество мин и других взрывоопасных предметов попало в Днепр, и неизвестно, сколько их руслом реки отнесло к Черному морю. Сложно представить последствия экологической катастрофы. Вопрос даже не в их детонации, а в количестве вредных веществ и металлов, попавших в экосистему рек, морей, почвы, почвенных вод, — цинка, железа, ртути, хрома и других.
Мы не можем быть уверены, что Россия не прибегнет к следующему террористическому акту и не осуществит подрыв одной из самых больших в Европе атомных электростанций — Запорожской АЭС, которая с февраля 2022 года находится под российской оккупацией. Причем чрезвычайно высок риск того, что детонация мин может произойти после деоккупации Запорожской АЭС с целью дискредитировать украинскую армию и приостановить контрнаступление.
Следовательно, вопрос минирования россиянами объектов критической инфраструктуры, особенно атомной электростанции, — один из самых глобальных, требующих особого внимания всего мира при проведении разминирования.
В контексте противодействия экоциду отдельное внимание необходимо обратить на проблему минирования леса, ведь когда взрывное устройство детонирует, почти сразу загорается сухая трава и деревья. Как следствие, почти каждый раз возникает лесной пожар, соответственно, происходит стихийное уничтожение флоры и фауны. По данным Счетной палаты Украины, в целом по состоянию на конец 2022 года в государстве уже пострадало 3 млн га леса, что составляет почти треть лесного фонда страны (до начала вторжения официальная площадь лесов достигала 10,4 млн га).
Международная помощь
Цивилизованный мир проходит тест на зрелость именно сейчас и ключевой индикатор — отношение к войне России против Украины. Мы благодарны нашим международным партнерам за многогранную материально-техническую помощь и методическую поддержку. Лидерами в вопросе поддержки Украины в части проведения гуманитарного разминирования выступают правительства США, Великобритании, Японии, Канады, Германии, Швейцарии, Швеции, Дании, Нидерландов, Хорватии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана, Европейский Союз и другие страны.
Самое эффективное сотрудничество и реальная международная помощь поступает от Фонда Говарда Баффета, Программы развития Организации Объединенных Наций, компаний The HALO Trust, Датского совета по делам беженцев в Украине (DRC), Японского агентства международного сотрудничества (JICA), Швейцарского фонда противоминной деятельности (FSD), Норвежской народной помощи (NPA), Эстонской ассоциации спасателей и других.
Сейчас почти 40 стран и организаций-партнеров согласовали выделение около 250 млн долл., в частности на спецтехнику для гуманитарного разминирования.
У нас сформирован запрос на потребности для ГСЧС, Нацполиции и Нацгвардии в части проведения разминирования. МВД будет доводить его через различные каналы связи международным партнерам. Но первое, что нужно для разминирования украинских территорий и восстановления мировой безопасности, — полная деоккупация всех территорий Украины в границах 1991 года. Все остальное — производное, но не менее важное для дальнейшей жизни и развития.