30 марта 2024 года на Ютуб-канале «Суспільного» вышло расследование «Гаспада афицеры» — о надзирателях херсонского изолятора временного содержания, одного из самых больших застенков, устроенного российскими военными в оккупированном Херсоне. Журналисты редакции расследований «Суспільного» идентифицировали семерых надзирателей, которые находились в ИВС с июля по октябрь 2022 года и физически и морально издевались над незаконно заключенными херсонцами.
Изолятор временного содержания, расположенный на улице Теплоэнергетиков в Херсоне, россияне захватили 9 марта 2022 года.
Допросы и истязания в изоляторе продолжались круглые сутки. Людей пытали током, водой, часами били ногами, нунчаками, электрошокерами. Одно из самых жутких истязаний, о которых рассказывают свидетели в расследовании, — это «звонок Байдену» и «звонок Зеленскому». Когда один электрод накладывали на мочку уха, а второй вводили в прямую кишку, тюремщики предупреждали: «Будем звонить Байдену». Если же один электрод прикладывали к мочке уха, а другой к половым органам — «звонили Зеленскому». Если россияне не получали нужной информации от незаконно заключенных херсонцев, марафон физической пытки продолжался со словами «Вас не услышали, будем звонить снова».
Кроме физических пыток, оккупанты издевались и морально: заставляли заключенных петь гимн россии, песню «Гаспада афицеры» и выкрикивать «слава россии, слава путину, слава шойгу». Знать слова, их порядок и уметь подхватить песню или гимн стало жизненной необходимостью. Если кто-то из камеры изоляции забывал хоть строчку, каждый незаконно заключенный получал наказание — разряд электрошокером.
Расследователи «Суспільного» установили семерых надзирателей, которые отвечали за режим содержания в ИВС с июля по октябрь 2022 года. Ими оказались полицейские конвойной и патрульно-постовой службы из нескольких регионов России, в частности из Красноярска.
Особенно жестоким, по словам херсонцев, был надзиратель с позывным «Борода». Такой позывной, как выяснили расследователи «Суспільного», носит красноярский полицейский Юрий Куулар. 28 июля 2022 года, уже в бытность надзирателем херсонского ИВС, он праздновал свое 49-летие. Дома, в Красноярске, судя по фото в соцсетях, найденных журналистами, у Куулара есть полноценная семья: жена, сын-подросток и замужняя дочь, которая родила ему уже троих внуков.
[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/617/39/0ad590340cd379e97be174e74299aa87.png" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/617/39/06f5915415bb97d510174bf92c5193cd.png" rtitle="undefined"]
Тарас Букреев, участник движения сопротивления Херсона, незаконно арестованный в сентябре 2022-го, в документальном фильме-расследовании «Суспільного» «Гаспада афицеры: надзиратели херсонского застенка» вспоминает: «Борода мог придумать, чтобы человек по коридору на допрос ползком передвигался или вприсядку».
Еще одному надзирателю изолятора херсонцы дали прозвище «Буратино» за то, что он бил арестованных ключами.
«С этими ключами ходили все, но я видела, как мужчину вели, он передвигался на коленях, а этот шел рядом и по голове ключом бил», — рассказывает незаконно заключенная жительница Херсона Ирина Ефимова.
«Буратино» — 26-летний Станислав Григорьев. Расследователи «Суспільного» выяснили, что он, как и Куулар, работает в полку патрульно-постовой службы Красноярска. Дома у него есть жена и малолетняя дочь. Именно Григорьев, по словам Тараса Букреева, не давал ему спать в камере в первую ночь задержания, а когда водил заключенных на допросы, систематически бил их резиновой палкой.
Еще одним надзирателем херсонского застенка, которого узнали герои фильма, был Виктор Айвазов. Его незаконно удерживаемые херсонцы называли «Чечня» из-за футболки с соответствующей надписью.
Найти 42-летнего Виктора Айвазова расследователям «Суспільного» было сложнее всего. Его страницы в соцсетях закрыты, на аватарках — военная техника вместо лица. Впрочем, в декабре 2023 года Айвазов с сыном Алексеем пришли на «урок мужества» в красноярскую школу №5. Благодаря фотографиям, которые школа выставила на обозрение, журналисты и идентифицировали полицейского. К школьникам Айвазов-старший пришел увешанный орденами. В заметке его и сына, которому всего 18 лет, назвали «участниками СВО». Виктор Айвазов, как удалось установить журналистам «Суспільного», работает в отдельном батальоне охраны и конвоирования.
Узнали херсонцы на фото и военного с позывным «Злой», который, по их рассказам, был главным среди надзирателей. Расследователи «Суспільного» выяснили, что это Андрей Спивак из российского города Омск. Именно он, по словам незаконно заключенных, заставлял их каждый день кричать «слава россии», «слава путину, слава шойгу» и петь гимн страны-агрессора.
«Злой: постоянно в правой руке — шокер. За любое малейшее нарушение, по их меркам нарушение — так человек сбился во время исполнения их гимна — он бил этим шокером. Для него издеваться над людьми было нормой», — рассказывает в расследовании Тарас Букреев.
Найти Андрея Спивака расследователям «Суспільного» тоже было непросто. Поиски по фотографии в социальных сетях не принесли результата. Узнать, кто такой «Злой», помог новостной сюжет за 2013 год. В нем Андрей Спивак конвоировал в зал суда задержанного. Судя по тому, как он подписан у других в телефонах, «Злой» остается на конвойной службе, но дослужился до заместителя командира роты. В 2021 году Спивак с женой и дочерью ездили в отпуск в оккупированный россиянами украинский Крым.
Данные обо всех надзирателях, которых идентифицировали, журналисты редакции расследований «Суспільного» в начале февраля 2024 года передали в Херсонскую областную прокуратуру.
Подробнее о российских надзирателях и пытках, которым подвергались херсонцы в ИВС на Теплоэнергетиков, — в документальном фильме-расследовании «Суспільного» «Гаспада афицеры: надзиратели херсонского застенка».