UA / RU
Поддержать ZN.ua

Правомерность, ошибки и риски вторжения Украины в Курск – взгляд The Economist

Украинским силам следует быть осторожными, чтобы не переусердствовать.

Впервые после Второй мировой войны Россия претерпела вторжение. В прошлый раз украинские войска Красной Армии помогали отражать нацистский штурм в Курской губернии России. Сейчас по этой  же земле продвигаются украинцы. Начавшееся 6 августа внезапное нападение Украины является смелым и может изменить нарратив войны, пишет The Economist. В то же время, предупреждает издание, это азартная игра, которая может обернуться плохо.

Морально и юридически Украина имеет полное право перенести боевые действия на территорию России. Каждое государство имеет право защищать себя и это право не ограничивается его границами. Россия ведет неспровоцированную захватническую войну в Украине и совершила тысячи нападений на Сумскую область Украины из-за границы в Курске. Войска, оборудование и базы, осуществляющие эти атаки, являются законными целями.

Читайте также: Путин, вероятно, спрашивает себя, не станет ли он очередной жертвой августовского проклятия — The Times

Курская наступательная операция Украины уже добилась определенных успехов. Силы обороны прорвали границы региона, заняв десятки населённых пунктов и взяв сотни пленных. Это имело сразу три последствия. Одно  из них – поднять моральный дух дома: украинская армия на Донбассе замедлилась, а ее контрнаступление в прошлом году закончилось.

Вторым последствием является демонстрация международным партнерам, что Украина может перехватить инициативу. Обнадеживающим является то, что Америка и Германия, среди прочих, отметили, что они не против использования их оружия на российской земле.

Третье следствие – разоблачение уязвимых мест России. Владимир Путин использует вторжение, чтобы подкрепить свою ложь о том, что Россия ведет оборонную войну против Запада. Но это также добавит доказательств того, что тщательно созданный Путиным образ силы и контроля – пустышка.

Читайте также: Минобороны Литвы: Вторжение ВСУ на Курщину – это явное унижение Владимира Путина

Он думал, что сможет покорить Украину за несколько дней в 2022 году, но через два года так и не смог сделать этого. Когда в прошлом году его бывший повар возглавил повстанческий марш, пройдя большую часть пути в Москву, российские войска стояли в стороне. Когда Украина захватила Курскую область, местное население не сопротивлялось.

При этом гамбит Украины также несет серьезные риски. Украина, несомненно, надеется, что ее наступление на Курск уведет российские войска от Донбасса, ослабив давление на украинских защитников в окружении. Но нет никаких признаков того, что Россия отвела от линии фронта значительные силы. И это касается обеих сторон, поскольку Украина также отвела немало своих лучших подразделений из Донбасса на Курск. Действительно, с 6 августа Россия продолжает продвигаться к востоку Украины. Теперь это меньше 13 км от Покровска, важного перекрестка.

Украина должна начать пожинать политические плоды своего успеха под Курском, не слишком растягиваясь. Россия начинает контратаку. Если Украина в течение следующих недель понесет большие потери в людях и технике, это может ускорить ее неудачи на Донбассе, а также перебить ощущение импульса, накопленного на прошлой неделе. Амбициозная оккупация была бы ошибкой, хотя содержание подходящей для обороны территории в Курске как разменной монеты для будущих переговоров было бы разумным.

Курск также дает более широкий урок для партнеров Украины. Хорошая защита иногда требует наступления. Америка, Великобритания и Франция продолжают запрещать Украине использовать свои ракеты большой дальности на российской территории. Некоторые ограничения логичны: например, западные ракеты нельзя использовать против российских ядерных объектов. Но не следует преувеличивать риск эскалации.

Несправедливо, что Украине не разрешено наносить удары по российским авиабазам, из которых реактивные самолеты доставляют планирующие бомбы, чтобы опустошать украинские города и убивать людей. Российские войска, откровенно и преступно нарушающие границу Украины, не должны рассчитывать на покой за своей границей.