UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пояс спасения для России в войне против Украины

РФ создает для стран Центральной Азии «побочные экономические эффекты»

Автор: Наталия Бутырская

Казахстан готов развивать стратегическое сотрудничество со США. Об этом на встрече с американским государственным секретарем Энтони Блинкеном на прошлой неделе заявил президент страны Касим-Жомарт Токаев, а также поблагодарил за постоянную и крепкую поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности страны. Энергетика, безопасность, торговля и инвестиции будут лежать в основе дальнейшего расширения сотрудничества двух стран. Визит Блинкена не остался без внимания Москвы, придирчиво следящей за любыми движениями США и их европейских партнеров в регионе: через несколько дней после этого Путин провел свои переговоры с президентами Казахстана и Узбекистана.

Читайте также: Узбекистан отказался от «газового союза» с РФ

Казахстан считается главным американским партнером в Центральной Азии. Он умело объединяет союзнические и торговые отношения с Россией и тесное экономическое сотрудничество со США, пытаясь не играть на разногласиях между ними.

США — один из самых крупных инвесторов Казахстана с общим объемом инвестиций, превышающим 62 млрд долл. с 1993 года. На американские компании приходится 30% ПИИ в горнодобывающий сектор, 6,6% — в финансовый и страховой, 9,8% — в георазведывательную отрасль. Доля американского бизнеса в казахстанской нефтедобыче составляет 29,5% и выводит его на первое место среди других участников. Впрочем, Россия до сих пор остается важным торговым партнером с двусторонним товарооборотом в 26 млрд долл. за прошлый год (для сравнения: со США он составлял 3,05 млрд) и влиятельной силой, крепко связанной с Казахстаном не только экономическими, но и политическими связями и связями в вопросах безопасности.

Географическая удаленность и эпизодичность интереса США к региону, который был связан в первую очередь с обеспечением поддержки американского военного контингента в Афганистане, в последние годы значительно снизили американское влияние как в Казахстане, так и в Центральной Азии в целом. Что же касается Казахстана, то под давлением Москвы в свое время Астана вынуждена была прекратить сотрудничество со США по вопросам безопасности, развитие биолабораторий (деятельность которых имеет вполне научное и прикладное, а не выдуманное российской пропагандой значение), подготовку миротворцев в рамках совместных учений с НАТО, ограничиваясь сейчас сотрудничеством экономическим.

Читайте также: Казахстан поддержал "мирный план" Китая касательно Украины

В рамках своего турне по Центральной Азии Блинкен, кроме Казахстана, посетил также Узбекистан и провел министерскую встречу в формате «С5+1» (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан + США). Узбекистан, наряду с Казахстаном, США рассматривают как важного партнера в вопросах укрепления региональной безопасности и усиления регионального сотрудничества.

Новый политический контекст, сформированный на фоне нерешенной афганской проблемы и российской агрессии против Украины, создал для центральноазийских стран ряд вызовов: российско-украинская война усилила как беспокойство по поводу возможных рисков для самих стран (прежде всего Казахстана) со стороны РФ, так и сомнения в способности Москвы в дальнейшем выступать гарантом безопасности региона; экономические санкции против России ставят под угрозу торговлю и экспорт с ней, а также усложняют банковские переводы миллионов центральноазиатских трудовых мигрантов.

С началом российской агрессии в Украине страны региона пытаются дистанцироваться от РФ, но и не идут на открытое противостояние с Москвой. Ни одно из государств не поддержало войну России против Украины и не признало так называемые ЛНР/ДНР и другие оккупированные украинские регионы частью территории РФ. При этом все они воздерживаются от голосования за резолюции ООН в поддержку Украины, последнюю из которых поддержала 141 (!) страна из 193 членов организации. Лидеры стран активизируют свои отношения с Западом (в первую очередь Казахстан и Узбекистан); пытаются консультироваться со США по санкционной политике и активно диверсифицируют логистические пути в обход России. Но и не теряют возможностей зарабатывать на реэкспорте товаров в РФ, релокации российского и иностранного бизнеса и поиске форм для банковских операций с российскими платежными системами.

Казахстан хочет развивать новые маршруты для транспортировки нефти и других грузов в обход России и заменить ее на энергетических рынках ЕС. Параллельно Казахстан и Узбекистан ведут переговоры с Москвой по экспорту газа. Расширение энергетического сотрудничества, с одной стороны, поможет удовлетворить потребности внутреннего рынка (нынешней зимой эти страны пережили серьезный энергетический кризис), с другой — создаст дополнительные инструменты для российского влияния на Центральную Азию. Что же касается самой России, то выход на центральноазиатские рынки помогает ей найти новых потребителей высвобожденных кубометров европейского газа и получить контроль над экспортом центральноазиатского газа в Китай.

В течение прошлого года появилось много индикаторов, указывающих на стремление центральноазиатских государств ослабить влияние России, но сделать это оказалось не так просто: внутренние социально-экономические факторы беспокоят правительства государств намного больше, чем реваншистская политика РФ и угрозы с ее стороны. Да и Россия не готова отпустить регион, который всегда считала «своим», даже наоборот — заметно усилила внимание к нему: активизировала двусторонние и многосторонние встречи на высшем уровне (Путин впервые за многие годы посетил все пять стран региона и провел более 50 онлайн- и личных встреч с лидерами этих стран), увеличила лимиты на количество трудовых мигрантов (сделав даже исключение для не членов ЕАЭС) и заметно наращивает товарооборот с каждым из государств, используя их территории для перенаправления торговых потоков в обход санкций.

Читайте также: Казахстан закроет «лазейку» в санкциях для российских автоперевозчиков

Согласно докладу Европейского банка реконструкции и развития, обнародованному в феврале нынешнего года, страны Кавказа и Центральной Азии стали важным каналом реэкспорта товаров в РФ из ЕС, Великобритании и США. По информации Bloomberg, Казахстан, до начала широкомасштабной войны экспортировавший в РФ полупроводников на 12 тыс. долл. в год, за 2022-й довел их экспорт почти до 4 млн долл., электроники и мобильных телефонов — до более 575 млн долл., что в 18 раз больше, чем за аналогичный период 2021-го. Кыргызстан всемеро нарастил поставки телескопических прицелов. И это всего несколько таких примеров. Нетрадиционные товары, в частности электроника и бытовая техника, стали причиной значительного наращивания экспорта из центральноазиатских стран в РФ, что негативно сказалось на усилиях западных государств повлиять на Москву санкционными ограничениями. Кроме того, это помогает РФ покрывать потребности в технологиях для военно-промышленного комплекса, работающего на войну в Украине.

Поэтому одной из целей нынешнего визита Блинкена была попытка найти баланс между экономическими интересами государств Центральной Азии и «побочными экономическими эффектами». Вашингтон признает как зависимость экономик региона от РФ, так и их уязвимость в случае попадания под санкции. В 2022 году США выделили 25 млн долл., чтобы помочь Центральной Азии диверсифицировать торговые пути и расширить инвестиции. В нынешнем году планируется выделить 20 млн долл. для расширения программ в рамках Инициативы экономической устойчивости ЦА, а также 5 млн долл. в поддержку региональных связей через экономические и энергетические программы. Кроме того, Блинкен пообещал компенсации странам-партнерам, пострадавшим вследствие антироссийских санкций, и поддержку в поиске новых возможностей, новых торговых путей и экспортных рынков, чтобы не полагаться на Россию. Компаниям Вашингтон будет предоставлять лицензии, чтобы у них было время свернуть деятельность с российскими партнерами, попавшими под санкции, и они смогли диверсифицировать торговые отношения.

Учитывая особенность региона, Соединенные Штаты предложили центральноазиатским государствам переходной период в экономических отношениях с РФ, а в более долгосрочной перспективе — ищут возможности ослабить их связи с Россией. Очевидно, что наряду с финансовыми поощрениями прозвучали и предупреждения о последствиях: как США, так и ЕС намерены усилить контроль над соблюдением антироссийских санкций, а Министерство финансов США уже объявило о судебном преследовании компаний, которые будут содействовать перепродаже запрещенных товаров на территорию РФ.

Но российский фактор до сих пор серьезно определяет поведение правительств стран Центральной Азии и служит залогом их социально-экономической стабильности. А следовательно — и политического выживания. Сейчас этот процесс стал взаимным: теперь и они являются поясом спасения, который помогает российской власти удержаться на плаву, не попасть в полную международную изоляцию и найти возможности спасти экономику от санкций. А это все, к сожалению, помогает Кремлю в войне, цель которой — уничтожение Украины.

Больше статей Натальи Бутырской читайте по ссылке.