На втором году войны для украинских детей все острее стоит вопрос: как получить образование по украинской программе, живя под российской оккупацией? Большинство украинских онлайн-школ, которые сейчас являются единственной альтернативой живой украинской школе в оккупированных городах, отмечают отток учеников.
В частности, в Николаеве, по данным издания «НикВести», количество местных школьников, посещавших украинские онлайн-школы, за год уменьшилось более чем на 3300 учеников, и эти цифры только растут. Сейчас всего 400 детей на весь город учатся в украинских онлайн-школах. В Мелитополе, Бердянске и других городах эта тенденция еще сильнее... Что же заставляет проукраинских детей поступать в российские местные школы вопреки своему желанию?
В свое время Владимир Зеленский советовал родителям, проживающим на оккупированных территориях, отдавать детей в украинские онлайн-школы и, если возможно, вообще не посещать российские учебные заведения.
Или же, когда такой возможности нет, президент давал совет семьям таких детей переехать в контролируемые ВСУ украинские города. Но реально ли воплотить это в жизнь? И если переезд — это выбор, на который решится далеко не каждый, то с онлайн-школами, казалось бы, все должно было быть проще. Мы собрали основные проблемы, мешающие воплощению такого сценария.
Финансовый вопрос
Все мы, вместе с жителями неподконтрольных территорий, ждали контрнаступления ВСУ, но реальность внесла свои коррективы. Сейчас, в ожидании освобождения наших городов, жители временно оккупированных регионов Украины понимают, что этот процесс не будет быстрым, и пытаются строить свою жизнь и жизнь своих детей в нынешних реалиях неопределенности.
И в первую очередь неопределенность касается финансовой сферы. Ведь за то, чтобы дети воспользовались услугами украинских дистанционных школ, которые могут обеспечивать учебу в асинхронном режиме, нужно заплатить. И если родители берут это на себя и все же решаются отдать ребенка в платную украинскую дистанционную школу, встает вопрос: как им ее оплатить? У этих людей, живущих на оккупированных территориях, сейчас ходят только рубли, гривни практически нет. Доступа к украинским банкам тоже нет. Конечно, Украина не может принимать платежи в рублях, это запрещено законодательством. Так по сути и складывается ситуация, когда дети вынуждено идут в лоно российской школы и как следствие — попадают под влияние их культуры и пропаганды.
Сейчас в Украине есть возможность бесплатно учиться только в онлайн-формате, то есть с живыми уроками, которые учителя проводят в режиме реального времени. И если в начале полномасштабного вторжения это было неплохим решением, то сейчас, к сожалению, не является опцией банально из-за того, что дети вынуждены посещать занятия в местной оккупационной школе, поэтому графики уроков накладываются друг на друга. Если же не посещать местную школу, можно столкнуться с тяжелыми последствиями со стороны российских администраций.
Предложение врага, от которого «невозможно отказаться»
Может сложиться и другая ситуация, как уже было в Донецке, Луганске и Крыму в 2014 году. Тогда Украина позволяла студентам поступать без ВНО в украинские вузы, а школьникам — найти новую школу на подконтрольных территориях с определенными уступками во время поступления. Но многие дети все равно выбирали местные российские школы, а студентам часто легче было поехать в условный Ростов, потому что тот казался ближе территориально. Там поступление было проще и понятнее по их уже российским документам, поэтому многие выбирали именно такой путь — наименьшего сопротивления. Последствия понятны — через какое-то время дети начинали учиться там и адаптироваться в системе России.
Сейчас есть очень большой риск, что так же мы потеряем и детей из Херсонской и Запорожской областей. Вполне вероятно, что им «промоют мозги» и они пойдут учиться в российские университеты и поедут туда на постоянное проживание. Но есть и значительное количество сознательных украинских пассионарных семей, дети из которых принципиально готовы и хотят учиться на украинском и быть украинцами. Что же останавливает их?
Страх физической расправы
Если верить сообщениям пророссийской власти на территориях Запорожской области, в этом году в школы там пошли 40 тысяч учеников. В оккупированных районах сейчас действуют 123 школы, где, согласно политике России, дети должны учиться по российским стандартам. За отказ от обучения родители получают регулярные угрозы — от применения системы штрафов до лишения родительских прав и даже отнятия ребенка!
К тому же советская практика стукачества возродилась на оккупированных территориях с новой силой. По рассказам очевидцев, прислужники российской власти часто следят за соседями и детьми в их дворах — вышел ли мальчик или девочка утром с рюкзаком в школу? А если нет, то почему месяцами сидит дома? Распространенная практика среди родителей, отважившихся отдать ребенка в украинскую онлайн-школу, — прислушиваться возле окна или дверей во время онлайн-урока: не идет ли вдруг по улице кто-то посторонний, кто может услышать украинский язык и донести в милицию.
Многие родители действительно боятся за здоровье и жизнь своих детей, и поэтому вынуждено отдают их в местные русифицированные школы. Но есть последняя причина таких действий, и она не менее важна.
Одиночество в сети. Один в четырех стенах
Психика ребенка только формируется до совершеннолетия, и в такое время особенно важны общение и социальные контакты. Часто родители выбирают офлайн-школу, поскольку не уверены, что ребенок «высидит» столько уроков онлайн, что эти уроки будут содержательными и интересными. Стоит вопрос — что же делать тем, кто, несмотря на все этим трудности, все равно твердо чувствует себя украинцем и хочет дать своему ребенку украинское образование?\
Два типа дистанционного обучения — какой выбрать?
Сейчас Украина предлагает детям два вида онлайн-обучения: синхронное и асинхронное. В чем разница? Синхронное обучение предусматривает живые онлайн-уроки, когда учитель преподает предмет через Зум в режиме реального времени. Именно так сейчас отчасти пытаются решить вопрос обучения детей на оккупированных территориях. Такой способ неэффективен, ведь ребенок может посещать уроки только в этой украинской школе. А родители часто вынуждены комбинировать детям онлайн и местное офлайн-образование, потому что понимают: если ребенок не будет ходить в местную российскую школу, это может привести к страшным последствиям. Какая же есть альтернатива синхронному обучению?
Это популярное асинхронное обучение — когда на специальной образовательной онлайн-платформе уже есть весь необходимый контент, а ребенок учится в своем темпе, тогда, когда ему удобно. Все крупные дистанционные школы Украины предлагают именно такое обучение. Ребенок выполняет задание, и учитель потом просто проверяет его. Нет привязки к какому-то конкретному расписанию, графику и т.п. То есть для детей из временно оккупированных территорий именно асинхронный формат обучения — лучшее решение, потому что, во-первых, можно учиться в любое время с любого места. А, во-вторых, это банально безопаснее. Родителям не надо делать выбор между собственной жизнью и украинским образованием для детей.
Задача государства
Мы в Unicorn School, так же, как и другие коллеги из ведущих дистанционных школ, делаем все для того, чтобы дети на временно оккупированных территориях имели возможность получить украинское образование. У нас учатся дети со всех неподконтрольных регионов, даже есть ученики из Крыма и Севастополя. Но мы понимаем, что без целенаправленной государственной политики в этой сфере наши усилия не смогут обеспечить весомые результаты по причинам, описанным в этой статье. И мы как общество сейчас действительно оказываемся перед важным выбором: оставить все как есть и потерять поколение украинцев — или же найти действенный механизм, который поможет сохранить украинскую идентичность на временно оккупированных территориях.