UA / RU
Поддержать ZN.ua

Патриарх против патриархата?

Почему Вселенский патриарх Варфоломей не хочет защищать «традиционные ценности»

Автор: Екатерина Щеткина

«Глобальный Юг» начинается примерно на середине Апеннинского полуострова. «Путин прав», гласит граффити на въезде в один из сонных курортных городков южной Италии. Трудно сказать, когда это граффити появилось — до 24 февраля 2022 года или уже после. Но, с точки зрения итальянского «бэнкси», в чем именно «прав» Путин можно не сомневаться: в том, что он «против Америки». С ее влиянием — глобализацией, либерализмом, разрушением патриархального уклада жизни и падением авторитета церкви — связывают экономический и демографический упадок региона и всей страны. Было бы неплохо, если кто-нибудь дал ей пинка, этой Америке. «Путин прав» в том, что он защищает свою страну от морового поветрия либерализма. И в этой точке праздная болтовня калабрийского фермера наконец смыкается со звенящей медью российской пропаганды: если не дать бой «америке» в Украине, то завтра — гей-парады в Донецке, а послезавтра, возможно, «разрушители ценностей» и до Ростова домаршируют.

Читайте также: Российская церковь разделяет вину за преступления в Украине — Вселенский патриарх Варфоломей

Защитники «традиционных ценностей» во всем мире смотрят на Россию если не с одобрением, то с пониманием. Не то чтобы они что-то имели против Украины — нам они даже сочувствуют, но не как стороне конфликта и даже не как жертве агрессии, а как прохожему, случайно попавшему под раздачу. В их мире идет глобальная война между теми, кто защищает «традиционные ценности», и сторонниками либеральных идеологий. Это священная война со злом, которому нельзя позволить победить. Никакие жертвы не будут слишком большими для тех, кто уверен, что «идет во Имя Господа».

О «защите традиционных ценностей» как новом вызове и новом соблазне для церкви говорил Вселенский патриарх Варфоломей на Генеральной ассамблее Конференции европейских церквей. Причем интересна не только сама его речь, но и то, что она прошла мимо внимания публики в Украине. А дело в том, что в наших украинских палестинах позиция Вселенского патриарха многим могла показаться (и показалась) ересью.

По мнению патриарха Варфоломея, экуменическое движение ослабело вместе с влиянием церкви в Европе. В частности, признаком «экуменической слабости» патриарх назвал отсутствие четкой и сплоченной позиции европейских церквей по отношению к российской агрессии против Украины. Но патриарх вовсе не взывает к «былой славе» и политическому влиянию христианской церкви на континенте. Напротив, он весьма критичен к этой «былой славе» и считает нынешний секуляризм в Европе прямым следствием ошибок, которые церковь совершала на протяжении своей истории, а теперь не желает признавать.

Очередной ошибкой — следствием невыученных уроков — может стать участие церкви в новейших «культурных войнах» и попытка удержаться на гребне политической волны в качестве стража «традиционных ценностей». Церкви во всем западном мире испытывают огромный соблазн ассоциироваться с консервативно настроенной частью населения, объявить своей новой (и по возможности исключительной) зоной ответственности защиту «традиционных ценностей» и вокруг этого «общего дела» объединиться в единый фронт против всего и всяческого «либерализма» и «модернизма». Именно вокруг этого «места страсти», согласно патриарху Варфоломею, формируется «новый экуменизм».

Читайте также: Уйдет ли Варфоломей в отставку из-за проблем со здоровьем: ответ патриархии

Сам Вселенский патриарх не только не поддерживает эту тенденцию — он считает ее странной и опасной, потому что «новый экуменизм» несет не единство, а разделение и вражду. Достаточно сказать, что «политическим чемпионом» этих кругов оказывается Владимир Путин, а духовным лидером — патриарх Кирилл.

Более того, Вселенский патриарх считает, что агрессия России против Украины — прямое следствие «деструктивного мышления», характерного для идеологии «традиционных ценностей». Патриарх напомнил, что эту агрессию приветствовали в РПЦ как «спасение» Украины от влияния «тлетворного Запада». С точки зрения защитников «традиционных ценностей», лучше уничтожить Украину, чем допустить «гей-парады в Донецке». Таким образом «новый экуменизм» оказывается идеологией не мира и диалога, а разделения и уничтожения — вплоть до физического — тех, чей набор ценностей не совпадает с «каноническим».

Патриарх указывает на то, что принимая на себя роль «защитника традиционных ценностей» церковь оказывается заложником культурных войн. И это действительно интересно — наблюдать за тем, как «новые экуменисты» сливаются с «культурой отмены». Казалось бы, «кенселеры» отстаивают прямо противоположные «ценности». Но так же как защитники «традиционных ценностей» отрицают и инструментализируют (даже абсурдизируют) христианство под лозунгами его «защиты», «культура отмены» абсурдизирует классические либеральные ценности, подменяя индивидуальные свободы правом на коллективные репрессии инакомыслящих. То, что «новый экуменизм» группируется вокруг «традиционных ценностей», а «культура отмены» наоборот продвигает интересы «нетрадиционалов», ничего не меняет — важен не столько предмет атаки/защиты, сколько метод, modus operandi. В конечном итоге «культура отмены» так же непримирима к свободе, как и неоэкуменизм защитников «традиционных ценностей».

Читайте также: Вселенский патриарх Варфоломей назвал дьявольской войну в Украине

Расставляя политические ориентиры, патриарх Варфоломей, конечно, преследует собственные цели. Укрепляет позиции в противостоянии с Москвой — своим основным оппонентом в православном мире. Кроме того, патриарх подчеркнул свою приверженность к «старой школе» не только экуменизма, но и либеральной демократии. То, что было сказано патриархом Варфоломеем в Таллинне, возможно, хотя бы отчасти адресовалось американским избирателям: защита «традиционных ценностей» — «база» республиканцев — не только опасна с политической точки зрения (Путин — нечто вроде политического пугала), но и не имеет никакой непосредственной связи с идеалами христианства.

Не знаю, как восприняли эти «сигналы» в США, но вот в Украине позиция патриарха вызвала недоумение. Чтобы не сказать — отторжение. Патриарх Варфоломей вовсе не сказал и даже не имел в виду, что он против «традиционных ценностей». Он лишь сказал, что не считает их защиту основной задачей и «местом страсти», вокруг которых нужно сплотиться европейскому христианству. Но поняли его — вернее, истолковали — именно так: Вселенский патриарх против «традиционных ценностей».

Здесь возникает коллизия между ПЦУ и Вселенским патриархом: ПЦУ возглавляют люди, преданные идее «защиты традиционных ценностей», готовые поддерживать консервативную повестку и занимать круговую оборону против всяческого либерализма и модернизма. Это связано, с тем, что они в большинстве своем воспитаны патриархом Филаретом, который никогда не скрывал ни своей приверженности традиционным ценностям, ни даже своего неприятия европейского курса Украины — именно потому, что Европа якобы «погрязла в содомии». Но это только одна сторона медали. ПЦУ не может не поддерживать «традиционные ценности», потому что их разделяет большинство ее верующих, исповедующих преимущественно правую идеологию. А этот тип идеологии последние лет сто транслирует именно консервативную приверженность «традиционным ценностям».

Немало украинцев также разделяют концепт «традиционных ценностей». Чем охотно готова воспользоваться власть, причем любая. Петр Порошенко шел на выборы под красноречивым лозунгом «Армія. Мова. Віра». Его оппоненты, получив абсолютное большинство в парламенте, немедленно создали объединение «Цінності. Гідність. Родина», куда вступило более 300 народных избранников. Большинство из них — вовсе не потому, что им так уж противен «гендер», а потому, что это нравится избирателю.

Речь патриарха Варфоломея оказалась пилюлей не только для путинистов и трампистов всего мира. А и для украинцев. Но она лишний раз заставляет нас задуматься: чем и какой быть Украине после войны?

Что бы ни думал итальянский фермер, наблюдающий за нашей войной, как з футбольным матчем между Россией и США, победа должна быть за нами, а не за кем-то из них. Какой она будет? Какова наша цель? «Все отстроить» и «все вернуть», воспроизводить «традиционные ценности», священные и правильные уже только потому, что они «наши»? Или построить новое, более открытое и инклюзивное, более свободное общество, в котором «традиционные ценности» и «оскорбление чувств» не будут иносказанием борьбы с инакомыслием?