UA / RU
Поддержать ZN.ua

Она отказала Путину — он разгромил ее квартиру

Автор: Ирина Скосар

Ее жизнь больше 40 лет была связана с Днепровским национальным историческим музеем им. Яворницкого. На протяжении 20 из них она была его директором. Квартира Надежды — одна из 236, пострадавших во время массированной ракетной атаки на Днепр 29 декабря 2023 года.

В тот день основной удар пришелся на торговый центр и родильный дом. Вследствие атаки погибли семеро людей, в частности в больнице умер 45-летний мужчина. Больше 30 человек получили травмы. Были повреждены 14 многоэтажек. Покорежены семь частных домов, 35 автомобилей, 12 админзданий, три больницы, семь магазинов и складское помещение

Читайте также: Россияне атаковали дроном-камикадзе Днепропетровская область: тяжело ранен ребенок

«Дочь пошла в укрытие — в подвал кинотеатра «Спутник», а я немного замешкалась, — вспоминает Надежда. — Но читала паблики — ракеты уже были в воздушном пространстве Украины... Я подготовила свою «тревожную сумку» с документами и лекарствами и думала выходить к дочери. Но услышала первый взрыв. Тогда побежала в коридор. За спиной уже летело стекло и балконная группа».

Взрывов было несколько. Спустя какое-то время, после того как ударной волной в квартире вынесло все окна, женщина еще сидела в коридоре. Когда все стихло, выглянула в большую дыру, оставшуюся вместо балкона, — напротив дома пылал родильный.

Надежда Ивановна собрала вещи и пошла к дочери в убежище кинотеатра «Спутник».

Когда женщины немного пришли в себя, вернулись домой. И закрутилась масштабная уборка. Приехали друзья, начали выгребать стекло и мусор, пылесосить ковры. Обломки стекла были всюду. Мелкие осколки Надежда находила даже на четвертый день после прилета.

Фото: Артем Шевелев

На кухне сломан стол, повреждена кухонная мебель, завалилась рождественская елка, разбились коллекционные елочные украшения. В комнате дочки просела стена. Интересно, что невредим остался маленький сине-желтый флажок.

Фото: Артем Шевелев

В день атаки мэрия города помогла жителям разбитого квартала забить окна ДСП-панелями.

«Я очень переживала за свои книги и картины. Это мои ценности», — говорит Надежда Ивановна.

Читайте также: Силы ПВО сбили российскую ракету в небе над Днепропетровской областью

На протяжении двух дней после атаки, в стрессе, пока эмоции были словно заблокированы, женщина не думала о ситуации, а на третьи сутки начала прокручивать в голове вероятные сценарии развития событий.

«Если бы я тогда не спряталась в коридоре, меня могло просто убить упавшей балконной секцией или тяжело ранить стеклом… И от осознания этих вариантов кружилась голова», — рассказывает женщина.

Надежда Ивановна вспоминает, что в день обстрела долго ходила по квартире, переступая стекло, пыталась понять, в каком состоянии ее вещи… Проверяла рамы картин, пересматривала кипы книг… Перебирала разбитые уникальные коллекционные елочные украшения. Для нее вещи имеют историю, которую она умеет хранить. Ведь больше 40 лет ее судьба была связана со всемирно известным музеем.

Фото: Артем Шевелев

Фото: Артем Шевелев

Пани Надежда прошла путь от экскурсовода до директора. За время ее пребывания на должности директора Днепровского исторического музея он получил статус национального, а его комплекс расширился и пополнился отделами, которые стали отдельными музеями: «Литературное Приднепровье», Центр Елены Блаватской и ее семьи, Музей истории местного самоуправления (расположенный в Днепропетровской областной раде), музей «Гражданский подвиг жителей Днепропетровщины в событиях АТО» (созданный вместе с участниками АТО, общественными организациями, волонтерами).

Читайте также: Опыт войны. Как прифронтовой Днепр стал ведущим медицинским хабом страны

Надежда Ивановна и научные сотрудники исторического создали единственный в Украине Музей истории Днепропетровского телерадиопередающего центра, а также Музей истории финансового дела Днепропетровщины. О таком мечтали в Министерстве финансов Украины, но так и не смогли реализовать. А еще она долго вынашивала идею, а потом с нуля создала концепт Музея истории Днепра. Днепровский городской голова Борис Филатов интересовался видением пани Надежды и наконец утвердил решение: музею быть.

Сейчас Надежда Ивановна на пенсии. Любит листать фотоальбомы. В фотографиях запечатлен весь ее профессиональный и творческий путь. Вспоминает экскурсии, которые лично проводила первым лицам государства и почетным гостям страны. Впрочем, одну историю времен своего директорства вспоминает с особой злостью.

В начале 2001-го в городе готовились к визиту российского вождя Путина. По протоколу готовили определенные подарки. Была информация о том, что «гость» захотел что-то исторически ценное. Тогдашнее руководство области вызвало Надежду Ивановну и поставило задачу отдать из коллекции национального исторического музея картину «Казак Мамай»... в подарок Путину.

Фото: Артем Шевелев

«Сказать, что я была в шоке, — ничего не сказать, — вспоминает бывший директор музея. — Я категорически отказалась это делать. Мое предложение было — подарить работу современного днепровского автора, потому что все, что хранится в музее, — это государственная часть музейного фонда Украины».

В Днепровском историческом — 13 работ с изображением казака Мамая. Каждая — уникальна и неповторима, не копия! Одну из них требовали подарить Путину.

Читайте также: Глава МИД Польши: Путин прошел точку невозврата

Надежде Ивановне начали угрожать увольнением и тем, что она не найдет работу ни в одном учреждении области. Пани Надежда сказала: «Попробуйте! Подниму шум на всю страну. Я родом из Запорожья. Дадите волчий билет в Днепре — буду работать в родной области».

Разговор велся на повышенных тонах, и Надежда Капустина задавала неудобные вопросы руководству: «Разве Эрмитаж по кусочку раздаривают? Разве в Москве или Питере раздают коллекции? Почему украинский музей должен отдавать уникальные экспонаты?».

Тогда картина Путину так и не досталась. Надежда Ивановна отстояла. «Это нормальный поступок любого музейщика, который понимает, что коллекция создается не для подарков, а для нашего понимания пути, который проходит Украина», — отмечает бывший директор.

Как-то в командировке на экскурсии в российском музее Надежде Ивановне пришлось давать урок истории и местному экскурсоводу, «записавшей» мариупольца Куинджи и Репина, родившегося в Чугуеве Харьковской области, в круг российских художников. «У россиян фальсификация нашей культуры и истории — не в крови, а в костном мозге», — вздыхает бывшая директор музея. И вспоминает, как в феврале 2001 года в Днепр приезжал Путин. Прибыл в город ночью, Кучма пригласил его на ночной ужин в отель «Октябрьский».

«Удивительная штука — жизнь», — говорит Надежда Капустина. В марте 2022-го отель «Октябрьский» был заполнен под завязку переселенцами, убегавшими от путинских ракет с востока…

Читайте также: Россияне существенно усовершенствовали свои крылатые ракеты, и это требует от Украины ответного хода - Скибицкий

Утром, на следующий день визита в 2001-м, Путин посетил «Южмаш»…

…В течение 2022–2023 годов он целил в предприятие несколько раз, а 29 декабря 2023-го ракеты армии РФ разбили днепровский родильный дом, ТЦ и разрушили целый жилой квартал возле «Южмаша»… Путинские «подарки» под елку получила и сама Надежда Ивановна.

«Это он отомстил мне за картину, которую я ему не отдала», — грустно улыбается пани Надежда. И добавляет: «Держимся на жизненном опыте. Живы! Не ранены. Остальное преодолеем и победим».

 

 Текст подготовлен в сотрудничестве с DATTALION (ОО «Датталион»)