У 18-летней украинки Людмилы Колтуновской, которая находится в городе Эврё (в Нормандии, Франция) в статусе временной защиты, социальная служба прямо в роддоме отобрала новорожденного ребенка (девочку) и передала в приемную семью. Формулировка была примерно такая: «Мать холодно относится к ребенку». В борьбу за воссоединение семьи включились посольство Украины во Франции, Минюст, украинские волонтеры. Подготовили документы, где обосновывалась неправомерность действий социальных служб в отношении Колтуновской.
11 декабря состоялось судебное заседание, которое проходило в закрытом режиме. На заседание не были допущены ни украинский консул Сергей Есаулов, ни другие представители посольства и волонтеры. Интересы Людмилы представлял французский адвокат С.Дуниковски. Судебный вердикт: вернуть ребенка родителям с сохранением консультативного сопровождения. Далее — подробности.
В комментарии ZN.UA адвокат Марина Семенова пояснила, что Людмила Колтуновская — из Коростеня Житомирской области, отец ребенка — афганский мигрант. Людмила живет в одном общежитии, предоставленном для украинцев со статусом временной защиты. Отец ребенка — в другом месте, так как проживать в том же общежитии не имеет права. Он работает и в состоянии обеспечить дочь. Людмила пока живет на пособие от государства. Пособия хватает, так как проживание и питание предоставляются бесплатно. Медицинская страховка покрывает как стоимость медуслуг, так и стоимость медикаментов.
Но вот, что интересно: как рассказала Марина Семенова, проблема Людмилы Колтуновской — не точечная, в ее юридической практике имели место подобные случаи — в Эстонии, Дании, Польше, Германии. Детей отбирают у родителей под разными предлогами либо не выпускают из ЕС.
«Я не могу однозначно назвать причины этого явления, но, несомненно, выглядит так, что Европа заинтересована оставлять украинских детей у себя, — говорит адвокат. — Наиболее распространенная причина отказа выпустить ребенка из ЕС в Украину — война. В основном это касается детей, которые были вывезены в ЕС после начала полномасштабного вторжения.
Что касается детей, рожденных украинками, находящимися в ЕС со статусом временной защиты, в неформальном общении юристы говорят, что это уже третий случай отъема детей у матерей непосредственно в роддомах».
Как рассказала наша собеседница, не всегда причиной отказа возвращать ребенка в Украину является военное положение. Например, в ходе рассмотрения эстонским судом дела о возвращении ребенка в Украину суд пришел к выводу, что уже сам вывоз ребенка с места проживания в Украине без согласия его отца был противоправным в понимании ст.3. Гаагской конвенции 1980 года.
Тем не менее суд отказал отцу в возвращении ребенка, поскольку против мамы в Украине открыто несколько уголовных производств по ст. 126-1 УК Украины — совершение домашнего насилия в отношении ребенка и его отца. Это, по мнению суда, является основанием «для невозвращения ребенка в соответствии с пунктом b части 1 статьи 13 Гаагской конвенции». А именно, цитируем: «Суд может отказать в возвращении ребенка в ситуации, когда мать ребенка не может поехать вместе с ним по причине уголовного производства в отношении нее, открытого по заявлению отца. И если мать ребенка не сможет вернуться [в Украину], это станет причиной душевных страданий ребенка». Таким образом, ребенок был оставлен в Эстонии с матерью, которая вывезла его незаконно и в отношении которой проводится досудебное следствие в Украине.
На данный момент местонахождение ребенка неизвестно. Запросы от официальных уполномоченных органов Украины Эстония игнорирует. А на запросы отца представитель социальной службы города Рапла отвечает, что не сообщит, где и с кем находится ребенок, и прямо указывает, что запрещает отцу с ним общаться и видеться, что является нарушением международного законодательства, в частности Конвенции о личных контактах с детьми.
«В Дании у меня была клиентка, — продолжает пани Марина. — В феврале этого года она хотела выехать из ЕС в Украину вместе с ребенком и была задержана на украино-польской границе. Ей сообщили, что она может ехать в Украину, а вот ребенка вернут в Данию, потому что, по мнению компетентных органов ЕС, место постоянного проживания ребенка — Дания. Женщина была под арестом три или четыре дня, пока мы не добились ее освобождения. Находясь в Украине вместе с ребенком, моя клиентка аннулировала статус временной защиты для себя и дочки. Однако еще больше полугода после этого судом Дании рассматривался вопрос о лишении моей клиентки права опеки над ребенком. Сложилась довольно абсурдная коллизия: истцы пытались убедить суд в том, что мама, гражданка Украины, пыталась «незаконно» вывезти из Дании дочку — тоже гражданку Украины. В суде нам удалось доказать, что спор о вопросах опеки над гражданином Украины, имеющим статус временной защиты, не находится в юрисдикции Дании.
В чем же основная причина таких случаев, зачем европейцам украинские дети? В неофициальном общении представители разных органов говорят, что причина — в стремлении европейцев освежить генофонд, с которым серьезные проблемы, и вообще — европейцы не хотят рожать детей. Поэтому украинские дети в Европе очень кстати.
Заметим, однако, что в Украине, к сожалению, те же проблемы, которые многократно усугубила широкомасштабная война, развязанная Россией. При этом российские оккупанты депортируют в РФ десятки тысяч украинских детей.
«Больше года я и мои клиенты, которые выехали за границу с детьми и чьих детей под разными предлогами власти стран ЕС пытаются оставить в этих странах, говорим о том, что проблема глобальная и требует вмешательства властей Украины. Но, к сожалению, власти пытаются делать вид, что проблемы нет. Может, теперь, после случая с Людмилой Колтуновской и ее новорожденной дочерью, что-то изменится», — с надеждой говорит Марина Семенова.
Стоит отметить, что, с одной стороны, отнимать детей у родителей, где бы они ни были, — вмешательство в частную жизнь. Это регулируется Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Но если мы видим, что, скажем, на улице иностранная гражданка бьет своего ребенка, ни мы, простые граждане, ни полиция не станем безучастно наблюдать за происходящим и, конечно же, вмешаемся. Так что украинских детей изымают из семей как в Украине, так и в других странах, в случае угрозы их жизни и здоровью — Украина, как и Эстония, и многие другие страны мира, является подписантом ряда международных конвенций, в том числе и Конвенции ООН о правах ребенка.
Справедливости ради также стоит отметить, что тысячи украинских семей с детьми возвращаются из стран ЕС в Украину, и никто им в этом не препятствует. Но можно не сомневаться, что многие тысячи, десятки, сотни тысяч семей изберут постоянным местом проживания страну ЕС, где получили временную защиту, вклеив в паспорт рабочую визу. Что, к сожалению, будет очень болезненным ударом по демографии и экономике Украины. Но это тема уже для другой публикации.