UA / RU
Поддержать ZN.ua

Очередные ордеры на арест от МУС: выводы для Украины

Решение Международного уголовного суда прокомментировал Гюндуз Мамедов.

5 марта досудебная палата II Международного уголовного суда выдала ордеры на арест двух человек: командующего дальней авиацией РФ Сергея Кобылаша и бывшего командующего Черноморским флотом РФ Виктора Соколова.

Российские военные подозреваются в совершении международных преступлений в период с 10 октября 2022 года по 9 марта 2023 года: военных преступлений, а также преступлений против человечности в части совершения бесчеловечных действий. Речь идет о нападениях на гражданские объекты и нанесении чрезмерного непропорционального ущерба гражданским.

Первые ордеры МУС, изданные по результатам полномасштабного российского вторжения именно российской военной верхушке, прокомментировал ZN.UA бывший заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов.

«Прежде всего, речь идет о применении принципа командной ответственности, согласно которому командиры могут быть привлечены к уголовной ответственности за преступления своих подчиненных. То есть Международный уголовный суд, как и предполагалось, сосредотачивает внимание на "big fish", рассматривая самые перспективные с точки зрения доказательств кейсы», — подчеркнул он.

Кроме того, по его мнению, важно то, что обвинения касаются систематических атак на украинскую энергетическую инфраструктуру в 2022-2023 годах.

«Впервые информация о возможной выдаче ордеров на арест именно за атаки на энергетические объекты появилась еще в прошлом году. И действительно, перспективной выглядит квалификация как «преступление против человечности». Такой тип преступлений предполагает широкомасштабность, а также систематичность и осознанность. Что как раз отвечает целенаправленной кампании против украинской энергетики», — отметил Мамедов.

По результатам совместной оценки Программы развития ООН и Всемирного банка было установлено, что ущерб, нанесенный энергетической, газовой и тепловой инфраструктуре Украины, превысил 10 млрд долларов.

«Ущерб, причиненный атаками по таким гражданским объектам, нарушает принципы международного гуманитарного права, поскольку возможная военная выгода меньше, чем вред гражданскому населению. Действительно, вспомним прошлую зиму: постоянные блекауты, замерзающие дома, отсутствие воды, предприятия, вынужденные останавливать работу – все, от чего страдают именно мирные жители. И выдача этих ордеров – важное признание того, что это была целенаправленная государственная политика РФ», — подчеркнул собеседник.

Гюндуз Мамедов уверен, что российская агрессия против Украины безусловно является событием такого масштаба, которое может изменить международно-правовые механизмы, в том числе привлечение к ответственности военных преступников.

«По меньшей мере, это шанс укрепить и усилить Международный уголовный суд, являющийся единственным постоянно действующим институтом, имеющим юрисдикцию привлечь к ответственности за международные преступления. Это может сделать и Украина, ратифицировав Римский устав. Да, мы предоставили юрисдикцию МУС по ситуации в Украине в целом и уже получили четыре ордера на арест, в том числе и российского президента. Но при этом важно продемонстрировать и свою веру в данный институт и его важность как по восстановлению справедливости, так и по превенции международных преступлений в будущем», — отметил он.

Вместе с тем, Мамедов добавил, что расследование МУС и выдача ордеров на арест не снимает с Украины и партнеров ответственности за построение эффективного механизма правосудия.

«Я полностью поддерживаю развитие и усиление МУС. Но в то же время понимаю, что десятки тысяч международных преступлений, вероятно совершенных российской армией и властью, «на плечах» украинской системы органов правосудия, объективно не имеющей возможностей справиться с таким массивом. Возможностей расследовать такое количество дел, очевидно, нет и у МУС. На самом деле четыре ордера на арест за два года полномасштабной войны – это достаточно быстрый промежуточный результат как для международной уголовной юстиции (сомневающиеся, проанализируйте вынесенные МУС приговоры, и как к ним шли). Однако институциональной возможности МУС хватит максимум на несколько десятков дел. Речь ведь идет и о человеческом, и о финансовом ресурсе. Поэтому никоим образом не конкурируя и не ставя под сомнение деятельность МУС , нам важно принять для себя осознанное решение: что мы делаем со всем оставшимся массивом производств? И в зависимости от принятого решения двигаться к его выполнению», — сказал Мамедов.

Таким решением, по его мнению, является развитие гибридного механизма правосудия с усилением специализации на национальном уровне: нужны правоохранительный орган, прокуратура и суд, которые будут заниматься исключительно международными преступлениями.

«Никто за нас эту работу не сделает. Украина должна всесторонне расследовать преступления, совершенные на нашей территории. А международный элемент сможет легитимизировать подобную модель. Кроме того, следует смотреть на наши реалии максимально объективно и рационально, как бы трудно это ни было. Означают ли ордера на арест, что Путина, Львову-Белову, Соколова и Кобылаша арестуют и посадят по выдвинутым обвинениям? Не факт. Ведь, во-первых, МУС не будет рассматривать дела без присутствия обвиняемых, поскольку процедура in absentia не предусматривается. А во-вторых, выдача ордеров на арест – это еще не признание виновности. То есть впереди долгий и, на данный момент, не до конца прогнозируемый процесс», – предупредил эксперт.

Наконец, по его словам, Украина сейчас, как никто, заинтересована в усилении институтов справедливости. Ведь справедливое наказание наибольшего количества военных преступлений – необходимое условие переходного правосудия – пути, по которому нашей стране еще предстоит пройти.