Спустя 15 месяцев после того, как российские ракеты впервые прогремели над Киевом, жители пограничного Белгорода в РФ начинают понимать ужас войной, которая уже у них на пороге, пишет The New York Times.
Шебекино, 40-тысячный город в шести милях от границы, фактически стал новой частью линии фронта, Киев усилил атаки внутри России рядом с границами Украины. (Эту территорию Москва обычно использует для ежедневного террора нашего приграничья - ред.)
Серия нападений в последнее время со стороны групп ополченцев, объединенных против Москвы, спровоцировала величайшую военную эвакуацию в России за десятилетия.
"Город превратился в призрак за 24 часа", - сказал 27-летний Руслан, местный житель вышеупомянутого российского н.п, который эвакуировался в четверг после продолжительной кампании обстрелов.
За последние несколько дней газета The New York Times опросил более полудюжины жителей приграничного региона, чтобы почувствовать углубление беспокойства среди российских гражданских. Как и Руслан, большинство настаивали на том, чтобы их называли только именами, ссылаясь на страх расплаты за разговоры о войне.
"Шебекино был прекрасным, цветущим городом на границе с Украиной, наполненным счастливыми доброжелательными людьми", - сказала 37-летняя Дарья, местная работница государственного сектора.
«Теперь в нашем городе живут только боль, смерть и несчастье. Нет ни электроэнергии, ни общественного транспорта, ни открытого бизнеса, ни жителей. Просто пустой, разрушенный город в дыму».
Эти трудности знакомы украинцам, которые видели такие города, как Бахмут, уничтожены и опустошены жертвами гражданского населения. Здесь так же каждая ночь полна бессонницы. В мае российские ракеты обстреляли Киев не менее 17 раз. Но многие россияне не ожидали, что что-то подобное произойдет у них дома.
Взрывы также слышны в городе Белгороде, региональной столице в 20 милях к северу от Шебекино, там все чаще стали искать доступ к подвалам, которые можно использовать в качестве бомбоубежища.
На фоне ракетных угроз россияне спонтанно проявили высокий уровень социальной организации (в отличие от организации вокруг протестов против власти, из-за захватнических амбиций которой приходится "проходить" - ZN). Путин систематически взрывал в последние годы упомянутые попытки населения самоорганизоваться, пишет издание. При этом усиливая контроль.
Некоторым в регионе нападение на Шебекино, наиболее продолжительное нападение на российский город с начала войны, продемонстрировало отсутствие заботы Москвы об их судьбе. Жители Шебекино недавно выражал возмущение из-за того, как ведущие государственного телевидения пытались произнести название города, но им не удавалось.
"Такое впечатление, что в Москве не понимают, что у нас здесь происходит", - говорит учитель английского языка Руслан. Ссылаясь на взрывы над Кремлем в прошлом месяце, он сказал:
«Когда беспилотники прилетели в Москву, сразу появились великие истории, это было во всех новостях. А тут месяцами обстрели, и ничего».
Несмотря на рост нападений на российской территории, только каждый четвертый россиянин внимательно следит за войной и, скорее всего, выходит за пределы государственных СМИ, чтобы получить информацию о нем. Это согласно майскому опросу «Левада-центр». Почти половина респондентов заявили, что не следят за войной вообще или только вскользь.
Директор «Левады» Денис Волков сказал, что пока рано говорить, сплотит ли россиян эскалация пограничных атак. «У нас очень разобщенное общество», – сказал он. Никого не интересует что-то дальше, чем за собственным носом.
Но реалии заставляют жителей Шебекино переоценить свою апатию или поддержку войны, а удары на прошлой неделе порождают возмущение против власти не смогла их защитить (от последствий, которые сама же спровоцировала собственным ежедневным террором против мирных жителей Украины - ZN).