UA / RU
Поддержать ZN.ua

Модернизация в небе: как украинские инженеры обновляют авионику без российских компонентов

Интерес проявляют страны, которые до сих пор эксплуатируют советскую авиацию.

В условиях полномасштабной войны в Украине критической потребностью стало обеспечение боеспособности авиационной техники, значительная часть которой была изготовлена еще в советское время. Из-за технического старения и невозможности обслуживания приборов российского производства перед украинскими специалистами встала задача масштабной модернизации авионики – систем управления, навигации, связи и регистрации данных.

О ключевых направлениях обновления авиационного оборудования в интервью для "АрмияInform" рассказал Николай Богачук – соучредитель компании SOTY, специализирующейся на обслуживании, производстве и модернизации пилотируемой авиации. По его словам, работа над такими проектами проходит в условиях жестких требований к сертификации и в тесной связи с действующей технической документацией.

Читайте также: Может ли Украина производить Patriot: аналитики объяснили, что для этого нужно

Три пути модернизации авионики

Первый подход предполагает полную замену советских приборов на идентичные по характеристикам украинские аналоги без изменений конструкции летательных аппаратов. Это позволяет минимизировать вмешательство в существующие системы и избежать длительных процедур пересогласования. При этом габариты, типы крепежа и интерфейсы остаются неизменными, что упрощает процесс замены.

Второй вариант – создание новых цифровых устройств с современными компонентами. Например, советские системы оповещения экипажа, работавшие на магнитной проволоке, инженеры SOTY заменяют современными флеш-решениями с расширенным функционалом и повышенной надежностью. Как отмечает Богачук, такие системы работают по принципу технического состояния, а не регламентного ресурса, что позволяет снизить затраты на обслуживание и избежать простоев техники.

Третий подход состоит в адаптации западных решений, уже зарекомендовавших себя в военной или гражданской авиации других стран. Однако это сложный процесс, ведь каждая модель авиатехники требует индивидуальной интеграции от совместимости с электропитанием до изменений интерфейса кабины пилота. Такие модификации также требуют обязательной сертификации, проведения испытаний и официального утверждения.

Читайте также: Россия модернизирует ракеты и усложняет работу украинского ПВО: Игнат объяснил слабые места

Международный потенциал украинских разработок

Модернизация авионики актуальна не только для нужд украинской армии. Сотни самолетов советского образца продолжают эксплуатироваться во многих странах Азии, Африки и Восточной Европе. Участие в международных тендерах свидетельствует, что украинские решения пользуются спросом благодаря не только конкурентной цене, но и высокой адаптивности и практическому опыту.

Богачук подчеркивает, что украинские инженеры не только поддерживают авиационную технику в боеспособном состоянии, но создают фундамент для технологической независимости государства от страны-агрессора. Это стратегическая задача, укрепляющая обороноспособность страны и открывающая новые возможности для развития на глобальном рынке.

Читайте также: В Минстратегпроме объяснили, почему Украина не открывает экспорт оружия

Напомним, президент Владимир Зеленский заявил, что Украина производит 30% вооружения от оборонных нужд страны.