По данным американских исследований, пик эффективности бойцов при непосредственном контакте с противником наблюдается с 10-го по 30-й день пребывания в боевых условиях. После 40–45 дней наступает эмоциональное истощение, а через 60 дней эффективность снижается до минимума. Этот пример подчеркивает необходимость постоянной ротации и наличия резервов вдвое-втрое больших, чем численность боевых подразделений. Поэтому мобилизация просто необходима для поддержания боеспособности и эффективности наших военных подразделений. Но в этом контексте очень важным является ее оптимальный формат. Определение, кого именно нужно мобилизовать, имеет решающее значение для боеспособности армии.
Качество и количество
Те же американские исследования позволяют определить ключевые характеристики эффективной армии.
- Уровень грамотности и образования призванных играет решающую роль для боевой эффективности подразделений, способствуя лучшему пониманию военной технологии, тактики и командных структур.
- Армии, которые представляют собой срез национальных демографических, экономических и образовательных характеристик своего общества, обычно более эффективны и более состоятельны в бою.
- У армий с непропорциональной долей лиц с более низкими способностями, как правило, более низкий боевой потенциал.
- Идеальная армия объединяет в себе добровольцев и мобилизованных, используя сильные стороны обеих категорий.
- В ситуации, когда у личного состава подразделения низкое качество, необходимы лидеры высшей категории, чтобы компенсировать недостатки подчиненных. Иначе пополнение подразделения новобранцами низкого качества снижает эффективность всего подразделения и увеличивает риски потерь для опытных бойцов.
- Подразделения с качественным составом могут понести бóльшие потери, не утратив боеспособности, чем подразделения низкого качества (например, во время Второй мировой некоторые подразделения Вермахта продолжали успешно биться даже при потерях 50%).
Анализируя, например российскую оккупационную армию, нетрудно заметить, что она не отвечает определенным выше критериям эффективной армии. Это отражено в ее составе, сформированном большей частью из малограмотных и технологически неподготовленных элементов, преимущественно из периферийных регионов, что объясняет ее высокий уровень потерь и сниженную боеспособность.
Следовательно, формируя наши силы обороны, нужно избегать таких ошибок. Сохранение высокого качества и эффективности украинской армии ⸺ ключевое условие для поддержания ее преимущества в войне с неравным противником, и это требует более продуманного стратегического подхода к мобилизации.
Но анализ нынешней работы ТЦК по мобилизации указывает на некоторые критичные недостатки, которые могут подорвать эффективность военных подразделений в случае непродуманной мобилизации с акцентом на количество превыше всего.
Просто страшно брать в окопы
В частности существующие примеры неправильного отбора показывают, что нынешняя система не способна адекватно оценивать пригодность кандидатов к военной службе. Инциденты с солдатами и офицерами, признанными ВВК «ограниченно пригодными», которые, впрочем, имеют серьезные медицинские ограничения, свидетельствуют о проблемах в системе медицинского осмотра и отбора.
Так, в одной из частей Сухопутных войск, которая сейчас реально держит оборону под Бахмутом, на должность офицера медицинской службы ТЦК направил мобилизованного, которого сама же военная часть меньше чем через шесть месяцев отправила на ВВК, чтобы признать непригодным из-за шизотипического расстройства.
В другом случае, на этот раз в одной из частей ТрО, привлеченной к ведению боевых действий на Запорожском направлении, на должности стрелка военную службу проходит военнослужащий, вывод ВВК о котором поражает: «Не привлекать к несению дежурной службы с оружием. Непригоден к управлению транспортными средствами, работе на высоте, возле подвижных механизмов, огня и воды».
И таких случаев сотни и тысячи. Иногда из полутысячи человек, предложенных учебным центром пополнения для службы в обычной пехоте, отбирали меньше 200 — остальных было просто страшно брать в окопы.
Однако из проектов закона об усовершенствовании некоторых вопросов мобилизации, военного учета и прохождения военной службы видно, что правительство и парламент сосредоточились преимущественно на количественных аспектах — замещении потерь и обеспечении резервов любой ценой, даже угрожая ограничением прав и свобод граждан, которые не горят желанием самостоятельно прийти в ТЦК.
Нынешние проекты правительства и парламента, опирающиеся на простую математическую логику, не учитывают важности качественных характеристик людей, привлеченных в армию, нивелируют преимущества украинской армии и могут сделать ее похожей на российскую оккупационную армию, которая страдает от таких же проблем.
Вызовы, стоящие перед системой мобилизации, требуют срочного решения. И это не только о принуждении миллионов военнообязанных подтвердить учетные данные в ТЦК или ежегодно проходить ВВК.
Фундаментальные проблемы армии
Нынешние методы мобилизационного отбора потенциальных кандидатов в армию демонстрируют существенные недостатки. Случаи, когда солдат и офицеров, несмотря на медицинские ограничения, включающие серьезные психические расстройства, все равно привлекают к службе; во время отбора не учитывают реальный опыт и навыки, а часто и предыдущее прохождение службы. Отсутствие значимых реформ во всех сферах армейской жизни продуцирует негативную обратную связь, снижая мотивацию военнообязанных.
Проект рекрутинга, каким бы он ни был важным, не может быть единственным решением проблемы пополнения рядовых боевых должностей. Возможно, сосредоточение рекрутинга на должностях младших командиров, таких как сержанты и младший офицерский состав, было бы более эффективным подходом, если учесть более высокие требования к квалификации и навыкам и их бóльшую совместимость с реальными гражданскими навыками управления людьми и ресурсами. Однако тогда вряд ли будет много желающих рекрутов на должность стрелка, гранатометчика, оператора-наводчика БМП или танка, номера обслуги пушки. Хотя именно эти должности в первую очередь нуждаются в замещении, и их количественно больше всего. Даже должность повара или водителя выглядит сомнительно с точки зрения осведомленного человека, потому что, как известно, если заканчивается пехота, то в бой идут и повара, и водители, и ремонтники.
Без устранения проблем, которые неоднократно освещали ветераны и военнослужащие, невозможно достичь успешной мобилизации. Решительные меры и суровые нормы от правительства и парламента будут напрасными, если не решить фундаментальные проблемы армии:
- реформирование бюрократических процедур и выравнивание финансового обеспечения военнослужащих;
- создание реальной возможности для отдыха и восстановления, а не бюрократического ада двух 15-дневных отпусков;
- создание четких критериев для отбора мобилизованных, которые будут основываться на физиологических, психометрических, образовательных и профессиональных характеристиках;
- проведение первичного отбора способом, предотвращающим коррупционные риски и неравномерную мобилизационную нагрузку на громады или регионы;
- открытое и прозрачное общение с мобилизованными относительно их ролей и возможностей службы;
- реальная поддержка семей мобилизованных через ТЦК, а не издевательское извещение о смерти через месяц после того, как родные уже узнали о гибели от побратимов;
- предоставление возможности мобилизованным выбирать военное подразделение для службы по соответствию.
***
Мобилизация в Украине, бесспорно, является решающей для эффективности военных действий. Но увеличение численности армии должно идти рука об руку с постоянным улучшением ее качества. Неудача в реализации эффективной стратегии мобилизации может привести к формированию армии, которая будет количественно большой, но тактически несостоятельной выдержать вызовы боевого противостояния, ведь «маленькая советская армия никогда не сможет победить бóльшую по размеру советскую армию».