UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мирный план Ватикана для Украины: Папа Франциск делает мостик

Автор: Екатерина Щеткина

У Папы Римского Франциска есть план мирного урегулирования конфликта между Россией и Украиной — об этом пресса сообщила после пресс-конференции, которую понтифик дал на борту самолета, возвращаясь в Рим из столицы Венгрии. Детали не разглашаются: Папа доверительно сообщил, что это все — большой секрет, и он ничего не расскажет, пока не придет время.

В обеих заинтересованных столицах немедленно «удивились»: оказывается, там понятия не имеют о «мирном плане» Папы. Неужели миссия понтифика настолько секретна, что никто, кроме одного участника — самого папы Франциска, — в нее не посвящен? Госсекретарь Святого Престола Пьетро Паролин не остался в долгу — выдвинул встречное удивление: по его словам, и в Киеве, и в Москве знают о миссии Папы. Но почему-то не хотят этого признать.

Читайте также: Папа Римский Франциск проинформировал о миссии мира в Украине

Несекретные материалы

В отношении Украины в Ватикане имеют право удивляться: Папа Римский Франциск принял на себя роль миротворца с первых дней конфликта — еще в 2014 году. В период между началом войны и полномасштабным вторжением к Папе Римскому не однажды обращались как к посреднику, в частности для обмена военнопленными. А в самом начале полномасштабного вторжения президент Зеленский открытым текстом предложил Ватикану роль посредника в конфликте. Поэтому слова «источников, близких к ОП» о том, что президент Зеленский не давал согласия на переговоры от имени Украины с РФ, которые цитирует CNN, не только в Ватикане могли вызвать удивление.

Кроме того, накануне визита в Будапешт Папа Франциск встретился с премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем. На пресс-конференции после встречи Шмыгаль открыто заявил, что обсуждал с Папой «формулу мира» Зеленского и просил о посредничестве Папы — на сей раз не только в обмене пленными, но и в деле возвращения украинских детей, депортированных в Россию с оккупированных территорий.

Так что сама по себе миротворческая миссия Ватикана — не только не секрет, но к тому же не вызывала до сих пор никаких возражений ни одной из сторон. Интерес и подозрения могли вызвать слова Папы, что у него есть какой-то «секретный план» по этому поводу.

Но нет пока никакого повода думать, что у Ватикана в принципе есть какой-то четкий «мирный план» для Украины — наподобие недавно обнародованного Китаем. Планы Папы, скорее всего, касаются не столько политических решений и геополитических проектов, сколько непосредственных шагов для прекращения войны и уменьшения страданий людей.

Какими могут быть эти шаги? Принципиальная позиция Папы Франциска известна давно, и она не меняется: как миротворец он хочет встретиться с лидерами обеих воюющих сторон. Как сказал сам Папа, он готов посетить Украину, но только при условии, что также сможет посетить Москву. Эта деталь очень раздражает украинцев: с нашей точки зрения Папа Франциск уравнивает роль Украины и России в этой войне. Почему бы ему просто не приехать в Украину — так, как это делают лидеры других государств, — и таким образом продемонстрировать нам свою поддержку? Киев (в отличие от Москвы) для Папы Франциска всегда открыт, и количество приглашений от первых лиц Украины становится уже просто избыточным. Дальнейшее уклонение от визита может показаться неприличным.

Но Папу можно понять: если он поедет только в Украину, это уже не будет «мирной миссией» — это будет жестом в поддержку Украины. Понтифику очень не хочется, чтобы его поняли именно так. Чтобы оставаться миротворцем, он должен относиться к Украине только как к «стороне конфликта». Его визит в Киев без согласования дальнейших шагов с Москвой поставит крест на миротворческой миссии.

Но есть ли на чем ставить крест? Ведь до сих пор со стороны Москвы не было ни одного намека на то, что Папу там готовы слушать, я уже не говорю — принимать. Но Папа не теряет надежду и продолжает искать пути. Ситуация для Кремля продолжает ухудшаться: давление Запада органично и неприятно дополняется геополитическим прорывом Китая. Все предложения и «мирные планы», которые предлагаются, возможно, позволяют хозяину Кремля «сохранить лицо», но цена за эту «пластическую операцию» в конечном итоге вырисовывается непомерная.

На фоне геополитических акул, не скрывающих своей готовности полакомиться за счет обветшавшего гиганта, мирная миссия от Папы Римского может оказаться неплохим выходом из положения. Папа Римский, по крайней мере не обдерет, как липку — у Святого престола значительно меньше политических аппетитов, чем у других «миротворцев». Переговоры с Папой Римским не предполагают «потери лица» — о чем бы ни шла речь. Именно поэтому умиротворение людоеда — одна из обычных функций дипломатии Ватикана. Ради этого Святой престол всегда старается держать двери открытыми. В какой бы круг ада они ни вели.

Читайте также: Папа Франциск встретился с украинскими беженцами в Будапеште
Читайте также: Папа Римский Франциск предлагает прибегнуть к "творческим усилиям" ради мира в Украине
Читайте также: Reuters: Папа Римский предупредил венгерских чиновников об опасности национализма

Мосты и двери

Поездку Папы в Венгрию итальянские СМИ назвали «поездкой в сердце Европы». Эту анатомическую деталь они наверняка повторили за ватиканскими пресс-релизами — вряд ли кому-то другому пришло бы в голову помещать такой важный орган в таком ненадежном месте.

Как выразился сам Папа, он поехал в Будапешт «наводить мосты между народами». Хороший выбор места. Но дело вовсе не в том, что «Будапешт — город мостов», как отметил понтифик. А в том, что между «старой Европой», к которой Папа Франциск имеет массу претензий, и официальным Будапештом установились весьма непростые отношения. На встрече с Папой Виктор Орбан подчеркнул свою принципиальность в отстаивании «традиционных ценностей», «дела мира», а также в противостоянии новейшим формам западного «идеологического империализма».

Но кроме общего мнения об упадке морали, «гендерной уравниловке» и других «либеральных язвах» Запада, у Папы Франциска и Виктора Орбана есть еще одна точка соприкосновения: Будапешт — едва ли не единственная европейская столица, где официально не поддерживают антипутинскую политику Запада, то и дело суют палки в колеса санкционной политике ЕС и блокируют поставки оружия Украине. Как подчеркнул Орбан, таким образом Венгрия работает в пользу мира.

Вряд ли Папу Франциска обманет подобная риторика. Но для него, вероятно, важно другое: Венгрия может быть некой «контактной территорией». «Мостом» или «дверью», которая открывает путь дипломатическому продвижению на московском направлении.

Книги, ноты и прочая политика

Верный своей миссии Папа Франциск встретился с митрополитом Будапештским РПЦ Иларионом Алфеевым, прежним (не скажу, что «бывшим») главой Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. В начале полномасштабной войны ходило много толков об утрате владыкой Иларионом высокого поста — было принято считать, что его отправили в почетную ссылку за то, что он не проявил должной радости по поводу СВО. Но уже тогда эта «ссылка» казалась, скорее, попыткой вывести владыку и композитора из-под удара, спасти главного дипломата от неизбежной «нерукопожатности» и изоляции. А вместе с его репутацией — сохранить для РПЦ те самые «открытые двери» на Запад.

Для патриарха Московского Кирилла «cвой человек» в Европе в данный момент стратегически гораздо важнее, чем «министр иностранных дел» в Москве. Напомню, официальный Будапешт уже дважды спасал патриарха от персональных санкций, которые собирался наложить на него Евросоюз. А теперь визит Папы Франциска к митрополиту Илариону дает Кириллу еще одну надежду: в российских пабликах всерьез обсуждают кандидатуру патриарха на роль переговорщика-миротворца с российской стороны. В отличие от Папы Франциска, патриарх Кирилл очень любит Запад. По некоторым особенно уютным уголкам Европы (в данный момент закрытым для него) он по-настоящему грустит. Если бы он смог вернуться на подмостки международной политики — подмостки, на которых он в свое время неплохо играл — это стало бы для него большим облегчением.

Папа Франциск дает ему такую надежду: он упомянул патриарха Московского как возможного собеседника-посредника по ту сторону «двери», а по возвращении из Венгрии встретился в Риме с действующим главой отдела внешних церковных связей МП митрополитом Антонием.

Впрочем, по обе стороны «двери» церковные лидеры в один голос убеждают публику: на всех встречах они только и делали, что обменивались шутками и подарками, воспоминаниями и творческими планами — митрополит Иларион скромно отметил, что он еще и композитор, и Папа Франциск об этом не забыл.

Что ж, строительство мостов — дело неспешное и основательное. И начинается оно с сооружения опор. Митрополит Иларион подарил Папе свой шеститомный труд «Иисус Христос. Жизнь и учение» в переводе на итальянский. Не думаю, что в этом подарке Папа Франциск найдет увлекательное чтиво. Но в качестве строительного материала для сооружения моста — вполне сгодится.

Читайте также: Папа Франциск встретился с беженцами из Украины и призвал молиться о мире

С украинской стороны позиция Папы Римского Франциска часто выглядит едва ли не предательством. Действительно ли Папа Римский в нашей войне «не видит разницы между жертвой и агрессором», как нам часто кажется?

С этим вопросом мы обратились к Чрезвычайному и Полномочному посолу Украины при Святом престоле Андрею Юрашу.

— Позиция Папы Франциска, его личные взгляды сформированы множеством факторов. Тут и его латиноамериканское происхождение, и то, что он первый Папа — представитель Ордена иезуитов, и его широкий круг общения — Папа старается получать информацию из максимального количества источников. Есть исторические обстоятельства: линия ватиканской дипломатии, которой следует и нынешний понтифик, была определена еще во время Первой мировой Папой Бенедиктом XV, и все последующие понтифики ХХ и теперь уже и ХХI века ее продолжают. Нельзя сказать, что она «нейтральная», совершенно беспристрастная, тем более — что она равнодушная. Она исходит из стремления применить христианскую доктрину ко всем и во всей полноте. А также строится на желании помочь тем, кто страдает. В Ватикане прекрасно понимают, кто в этой войне пострадавшая сторона, и делают все возможное, чтобы нам помочь.

Другое дело, что как христианин Папа оставляет грешнику возможность раскаяться, а как политик — сохраняет возможность коммуникации, возможность для переговоров, для мирного процесса. В конце концов, Украина с самого начала войны заявляла, что будет рада, если Ватикан станет активной площадкой для переговоров. Увы, у России нет и не было ни малейшего желания договариваться. Но Папа не устает искать пути для мира и хочет сберечь медиативный потенциал Святого престола.

Нам иногда трудно адекватно оценить слова и действия Папы — он живет и действует в очень сложной системе детерминант, которую большинству украинцев сложно воспринимать целостно. Когда люди страдают, любые модели, базирующиеся на теоретической, духовной, дипломатической, любой другой «отвлеченной» парадигме, воспринимаются с трудом. Но вот вам факты: все официальные тексты, подготовленные для Папы, которые он зачитывает публично, содержат слово «Украина», и это всегда сочувствие и поддержка. В то же время, когда Папа говорит только от своего лица — при встрече с журналистами например — он может делиться личными размышлениями и сомнениями. И тогда в дело вступает масса обстоятельств, связанных с его персональной историей, происхождением, оценками, которые вызывают у нас, украинцев массу вопросов. Я со своей стороны могу вас заверить, что Папа Франциск очень хорошо информирован. Но он предпочитает высказываться так, как считает наиболее подходящим в сложившейся ситуации.