Сегодня РФ активно готовится к войне дронов на море против ведущих морских государств, перенимая при этом опыт Украины по применению морских беспилотников. Зато Украина теряет преимущество в этой технологической борьбе. Почему мы проигрываем войну дронов и что делать, объяснил офицер ВСУ, радиоинженер, специалист по аэроразведке Юрий Касьянов.
По словам автора, у нас каждое ведомство, силовая структура, бригада и даже рота фактически проводят отдельную политику в отношении дронов. Каждый сам решает, что закупать или производить, каких пилотов и инженеров привлекать, где их учить и так далее.
"Каждое подразделение БпЛА имеет свои тактические приемы, свой опыт применения, свои успехи и неудачи", - добавляет автор.
По словам Касьянова, многообразие и децентрализация неэффективны в ситуации, когда нужно консолидироваться и напрячь все силы. А именно это сейчас нужно, чтобы наверстать техническое отставание, которое уже стало явным.
Тогда как в РФ "шахед" совершенствуют более четырех сотен специалистов, в Украине над созданием и совершенствованием украинских дальнобойных дронов работают вдвое меньше инженеров в двух десятках полугаражных компаний. Хотя у нас с десяток типов таких беспилотников.
"Неудивительно, что украинские дроны не долетают до Москвы. Раздробленность, разобщенность, жесткая конкуренция за бюджетные деньги, погоня за медалями и орденами, за привилегиями и статусом благоприятно сказываются на Москве (ее не бомбят) и на уверенности России на новых переговорах", - пишет автор.
В то же время Главное управление разведки, и Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки и Силы специальных операций развивают собственные, местечковые дроновые проекты. Они жестко конкурируют друг с другом и растягивают по своим ведомствам инженерный ресурс. Тем самым спецслужбы делают беднее суммарный научно-технический потенциал Украины. А если добавить сюда такие же усилия Вооруженных Сил Украины, Нацгвардии, Госпогранслужбы и Нацполиции, то в конце концов получим довольно посредственные беспилотники, созданные посредственным коллективом за очень непосредственные деньги, пишет автор. Да и созданы они, по словам Касьянова, ради краткосрочного и совсем не дешевого пиара руководителей топовых силовых структур.
"В итоге на фронте крупные командиры просто не понимают боевых возможностей временно приданных им разношерстных подразделений и не могут адекватно - эффективно и с меньшими потерями - их использовать", - пишет автор.
Касьянов отмечает, что система личной власти и личностных отношений, которая существует сейчас в украинской власти, становится источником причудливого профессионализма, что основывается на непродолжительном медийном эффекте.
"Популистскую войну в медийном пространстве следует наконец заменить войной профессионалов с профессионалами. Морские дроны должны быть в составе Военно-морских сил Украины, и там же должен быть специализированный центр компетенций по войне дронов и роботов на море. Дальнобойные ударные дроны должны быть в составе Воздушных сил ВСУ Украины, и там же должен быть центр компетенций по deep strike. Оперативно-тактические ракетные комплексы должны быть под командованием Главного ракетно-артиллерийского управления", - пишет автор.
Каждое ведомство и любая силовая структура, подчеркивает Касьянов, должны выполнять свои задачи в соответствии с Конституцией и законами Украины:
- ТРО должно заниматься территориальной обороной;
- ССО - спецоперациями на фронте;
- ГУР - разведкой;
- СБУ - контрразведкой;
- СВР - политической разведкой;
- НГУ - охраной тылов;
- ГПСУ - охраной границы;
- Нацполиция - поддержанием законности и порядка.
"Должно быть больше централизации, больше консолидации сил, профессионализма, опыта, знаний (которых у нас не так много), должны быть унификация и стандартизация. Время малых медийных армий прошло; времени на исправление ошибок вообще осталось не так много. Пришло время действовать", - заключает автор.
Напомним, в марте сообщалось, что Силы беспилотных систем ВСУ начали перехватывать российские "шахеды" с помощью новейшего средства. На тот момент с его помощью операторы подразделения Darknode 412-го полка NEMESIS уже уничтожили более 10 ударных Shahed-136/131. Изделие для перехвата "Шехеда" стоит около 5 тысяч долларов. В то же время стоимость российских дронов-камикадзе составляет более 150 тысяч долларов. Впоследствии, после очередного заседания Ставки верховного главнокомандующего президент Владимир Зеленский заявил, что поручил максимально развивать направление дронов-перехватчиков "шахедов".
