UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из окопа — на работу: как адаптировать военных к мирной жизни

Автор: Юрий Кузовой

Сегодня 5% воинов получают новую специальность или повышают квалификацию. Их путь к работе будет самым коротким после наступления мира. Потому что чем больше времени гражданские находятся на фронте, тем дольше будет их путь на рынок труда после возвращения к мирной жизни. Немногие военнослужащие имеют возможность, время и желание для поступления сегодня в учебные заведения.

Командир боевой машины «Ягуар» (на фото) на момент мобилизации имел среднее специальное образование в агросфере. Сейчас он получает высшее образование в сфере переработки продуктов питания.

Но таких, как командир «Ягуара», — единицы. В среднем в Вооруженных силах защитников со студенческим билетом не более 5%. Большинство военнослужащих за время службы теряют свои «гражданские» компетенции и навыки.

Читайте также: Стратегии рынка труда, которые могут сделать Украину сильной

Ведь уже после шести месяцев паузы в использовании профессиональных знаний и навыков они нуждаются в обновлении. А в условиях продолжительной войны деквалификация по гражданской профессии тотальная. Фактор времени профессиональной деквалификации усиливается тем, что многие военные столкнулись с травмами, заболеваниями, психосоматическими и посттравматическими стрессовыми расстройствами, истощением и депрессией.

Дополнительные риски несет стремительная трансформация экономики — пока гражданские на фронте, мирная жизнь стремительно меняется. Они вернутся уже не на ту территорию, с которой были мобилизованы. За месяцы или годы их работы на фронте экономика переориентировалась на другие направления производства.

Поэтому только единицы из тех, кто будет возвращаться к гражданской жизни и работе, смогут включиться в рынок труда без дополнительных усилий. В абсолютном большинстве случаев возникнет потребность в получении новых профессиональных компетенций и навыков.

Читайте также: Ментальное здоровье во время войны: психолог дал советы военным и их близким

Один из читателей предыдущей статьи заметил, что нет никакой проблемы. Мол, когда вернутся, пойдут батрачить (то есть без оформления трудовых отношений и без прав), «кто с руками вернется и ногами, тех родственники и знакомые за границу заберут, по селам мужики сопьются, другая часть в фермерство вернется».

К сожалению, в этих словах — возможные перспективы. Именно поэтому необходимо моделировать процессы, которые сегодня являются неуправляемыми. Иначе страна получит существенные негативные социальные последствия, включая маргинализацию значительной части бывших военных, их асоциальное поведение и криминализацию.

Военнослужащие, планирующие после демобилизации вернуться к гражданской жизни, уже сейчас должны получить возможность видеть свою трудовую перспективу и быть готовыми к выходу на открытый и сложный рынок труда послевоенной страны.

Самая легкая категория — мобилизованные с рабочего места, у которых де-юре есть право на возвращение к работе по предыдущей специальности у своего работодателя. Официальной статистики нет. По моим наблюдениям, их не более 10%. Даже если мобилизованные работники возвратятся на свои рабочие места, им потребуется апгрейд профессиональных компетенций.

Читайте также: В Украине запустили два экспериментальных проекта поддержки для ветеранов и тех, кто потерял работу

Объективно часть людей из этой категории не сможет воспользоваться своим правом из-за ликвидации или трансформации их работодателя. Часть из них потеряет мотивацию вернуться на предыдущее рабочее место (из-за условий труда, уровня оплаты, изменения процессов, нежелания учиться и т.д.). Поэтому таких военнослужащих нужно готовить к выходу на открытый рынок труда.

Но пока правительство, бизнес и громады очень мало знают о квалификациях и желании военнослужащих возвращаться к мирной жизни. Чтобы принять какое-либо решение, нам необходимо получить базовую информацию:

— численность действующих военнослужащих, которые вернутся к гражданской жизни и не будут продолжать военную службу после завершения боевых действий;

— количество мобилизованных военнослужащих, имеющих право на возвращение на свое рабочее место, и сколько из них планируют это сделать;

— образовательно-квалификационные уровни и профессиональные навыки военнослужащих;

— новые профессиональные навыки, полученные военными во время прохождения военной службы;

— возможные ограничения, связанные с полученными повреждениями и расстройствами.

Инструментарий для получения такой информации должны создать Министерство обороны, Министерство экономики, Минцифры с привлечением Государственной службы занятости и ветеранских организаций.

Читайте также: Платформа "Карьера ветерана": как трудоустроиться после завершения службы

По результатам ее анализа, во-первых, органы власти смогут обоснованно принимать решения о территориальных рынках труда в разрезе видов экономической деятельности и профессий.

Во-вторых, должны быть сформированы рекомендации каждому военнослужащему по выбору дальнейшего карьерного пути с учетом результатов профдиагностики и фактических потребностей рынка труда.

В-третьих и главное, военнослужащему должны быть предложены доступные инструменты для дистанционного обучения, прохождения курсов, повышения квалификации, получения соответствующих навыков по избранному профессиональному направлению.

Идеальный результат: «из окопа — на работу»! Поэтому следующим шагом в этом процессе должна стать индивидуальная работа с каждым военным. В итоге каждый должен понять, где он должен пройти обучение, чтобы получить практические профессиональные навыки. Бывших военнослужащих нужно будет привести «за руку» к соответствующему работодателю, у которого есть вакансия. И для этого необходимо начинать работу с работодателями уже сегодня.

Для простоты восприятия идеи скажу так. Кто-то получил навыки повара — ему надо подтянуть теоретические знания и формализовать профессиональную специальность, чтобы реализовать собственный пекарский цех. Другой получил багаж знаний и умений механика — ему нужно получить подтверждение профессионального уровня для легальной работы на СТО. Десятки и сотни имеют навыки в сфере связи, информационных технологий — они нуждаются в расширении своих умений.

Каждый военнослужащий должен почувствовать, что, кроме родных, его ждет дома государство, готовое помочь подготовиться к возвращению с войны, учиться и иметь достойную работу для обеспечения нормальной мирной жизни.

На сегодняшний день дистанционное «образование в окопах» — это единичные попытки военных подготовиться к гражданской жизни или продолжить расти на военной службе. Считаю, что чтобы достичь значительного социального эффекта и избежать вышеупомянутых угроз, такая «окопная наука» должна стать массовым явлением.

***

Все это нужно делать уже сейчас, не ожидая, пока немало уставших, разочарованных, иногда озлобленных, травмированных войной людей без цели и видения перспективы в жизни вернутся в свой быт и не будут знать, как наладить свою жизнь, жизнь семьи и громады. Необходимо помочь военным сейчас, чтобы они и в дальнейшем имели возможность поддерживать страну уже в мирное время.