Российские танковые ловушки, минные поля и многослойные укрепления – это лишь часть препятствий на пути украинского контрнаступления. Еще один грозный враг проявил себя в небе – это российский ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». В одном из первых боев под Ореховом в Запорожской области украинская пехотная рота заехала на минное поле и попала под обстрел «Аллигаторов», потеряв несколько БМП Bradley и танк Leopard 2.
Было неясно, сколько машин было уничтожено или позже восстановлено. Киев держит в секрете информацию о гибели своих солдат.
Но кадры этого сражения, распространенные российскими СМИ и провоенными блоггерами, убедительно говорят о препятствиях, которые придется преодолеть украинской армии.
«Украинские военные, западные аналитики и чиновники уже давно отмечают роль авиации включая российские вертолеты и истребители в уничтожении украинской бронетехники, а также отсутствие средств противовоздушной обороны на линии фронта, которые могли бы их сдерживать», - пишет Financial Times.
«Я лично видел, как во время нашего штурма вражеские истребители сразу же открыли огонь по наступавшим войскам, используя бомбы с лазерной наводкой с большого расстояния», - рассказал украинский солдат по имени Стас, участвующий в боях на юге Украины.
По его словам, это был не редкий случай. Использование Россией вертолетов для ударов по бронетехнике – это «очень мощный подход», с которым у Украины нет паритета. Поэтому Стас призвал Запад предоставить Украине американские ударные вертолеты Apache в дополнение к истребителям F-16.
На прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский отдал должное своим войскам за то, что они продолжают освобождать оккупированные Россией территории, несмотря на «воздушное и артиллерийское превосходство» врага. Ранее этого месяца Москва перебросила дополнительные 20 вертолетов включительно с «Аллигаторами» на аэродром под Бердянском, расположенный в 100 километрах от Орехова.
«В постоянном соревновании между авиационными мероприятиями и контрмерами вполне вероятно, что Россия получила временное преимущество на юге Украины, особенно с помощью ударных вертолетов, использующих ракеты большей дальности против наземных целей», – написала британская военная разведка в Twitter на выходных.
Несмотря на техническое преимущество, российские ВВС так и не получили контроль над украинским небом благодаря разветвленной системе противовоздушной обороны Украины советских времен, которая впоследствии была усилена западными системами. Российские истребители, которые заходят слишком далеко за линию фронта на украинскую территорию, рискуют быть сбитыми.
Российские истребители и вертолеты сейчас используют пробелы в украинской ПВО на линии фронта. Киев располагает разными зенитно-ракетными комплексами советских времен, но их слишком мало, чтобы обеспечить полное прикрытие. Поэтому украинские военные частично полагаются на ПЗРК, требующие, чтобы оператор видел цель перед тем, как стрелять.
«ПЗРК не очень эффективны ночью. Нам нужны системы обнаружения и наведения, радарные или оптико-электронные системы», – сказал пилот ВВС Украины.
Старший научный сотрудник лондонского аналитического центра Royal United Services Institute Джастин Бронк сказал, что российские вертолеты, оснащенные противотанковыми управляемыми ракетами, «всегда были гораздо большей угрозой для украинских сил во время контрнаступления, чем в периоды, когда Украина оборонялась от российских атак».
«Они могут зависать, выявлять цели и выпускать противотанковые управляемые ракеты с расстояния за пределами радиуса действия ПЗРК или зенитных систем», - сказал Бронк.
Это вынуждает украинские войска постоянно балансировать между риском развертывания своих дефицитных ЗРК вблизи линии фронта и риском покинуть свою бронетехнику под огнем российского оружия. Поскольку российские ракетные удары по многим украинским городам усилились с начала мая, ВСУ были вынуждены оставить свои зенитно-ракетные комплексы на месте, чтобы защитить гражданское население вместо того, чтобы переместить их к линии фронта. Утраты в первых боях контрнаступления украинских сил привели к тому, что западные союзники поспешили предоставить Киеву дополнительные системы противовоздушной обороны и боеприпасы.
На прошлой неделе Великобритания заявила, что вместе с США, Данией и Нидерландами закупает сотни систем ПВО малой и средней дальности. В основном это оружие советской эпохи, которое будет доставлено в ближайшие недели. В понедельник президент Франции Эммануэль Макрон объявил, что ранее обещанные франко-итальянские системы SAMP-T теперь «работают» в Украине.
«Важнейшей проблемой для Украины является то, что нам нужно выполнять две задачи противовоздушной обороны одновременно – защищать крупные города и промышленность… и линию фронта», – сказал научный сотрудник Национального института стратегических исследований в Киеве Николай Белесков, указав на дефицит украинских систем ПВО.
Он также предостерегает, что эти системы могут сами стать целями для российских беспилотников-камикадзе "Ланцет". Вертолет Ка-52 вряд ли можно назвать неуязвимым. Его запросто уничтожают ракеты класса "земля-воздух", когда он попадает в зону досягаемости. По данным компании Oryx, документирующей потери техники на войне, Россия потеряла по меньшей мере 35 таких вертолетов с февраля прошлого года. Спикер ВВС Украины полковник Юрий Игнат сказал, что за последнюю неделю были сбиты еще 4 вертолета. Игнат умалил угрозу от российских боевых вертолетов во время контрнаступления.
«Ка-52 – это совершенно не тот вертолет, который устанавливает доминирование в небе», – сказал Игнат, добавив, что такие российские машины не имеют «той огневой мощи, которая была бы решающей на поле боя».
По словам Игната, наибольшую авиационную угрозу украинским силам представляют российские истребители, имеющие более мощные радары и ракеты большей дальности, чем старые украинские самолеты советского производства. По его словам, уязвимость украинских вооруженных сил подчеркивает потребность в истребителях западного производства, таких как F-16. Украинский фронтовой оператор беспилотников Стас сказал Financial Times, что Украине нужны и F-16, и американские вертолеты для защиты сухопутных войск.
«Наступательные действия требуют воздушного прикрытия, и самое главное сейчас – это наступление, потому что если мы быстро не выиграем эту войну, если мы не вернем всю нашу территорию, она будет затягиваться и затягиваться», – сказал он.