UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Физически я уже не выдерживаю»: войска Украины на фронте заметно стареют – WSJ

Американское издание пишет, что коррупция и страх подрывают усилия по восстановлению истощенной за два года войны украинской армии.

В перерыве между боями с россиянами опытный стрелок вспомнил, как однажды он пошел подстричься, когда его стали принуждать вступить в ряды украинской армии. Трое работников ТЦК остановили крепкого седого 47-летнего мужчину возле парикмахерской в его маленьком родном городке, приказали ему сесть в машину и два дня удерживали его в темной комнате местного призывного пункта, пока он не подписал повестку.

«Я подстригся в тренировочном лагере», – сказал он.

Бывшему инженеру-электрику, теперь известному под военным позывным «Дубок», предложили служить техником в тылу.

«Но чтобы получить эту работу, нужно заплатить взятку», – говорит он.

Его отправили в пехотное подразделение, истощенное месяцами ожесточенных боев. Его батальон 47-й механизированной бригады защищает Авдеевку от волн российских атак. Именно вблизи этого города происходит сейчас самая большая битва в бесконечной войне России против Украины.

«Физически я уже не выдерживаю. Я глубоко разочарован тем, что мне уже не 20 лет», – сказал Дубок журналистам Wall Street Journal о боях на передовой.

Украине необходимо восстановить свою избитую армию. Пехоте, на которую приходится основное количество смертей и ранений, хронически не хватает людей после почти 2 лет сопротивления полномасштабному российскому вторжению. Наиболее мотивированные бойцы пошли добровольцами раньше. Те, кто не погиб и не был ранен, часто говорят, что они истощены. Сейчас Украина возлагается на призыв и мобилизацию для пополнения своих рядов. Между тем, Россия может привлечь гораздо большее количество населения, чтобы заменить свои собственные тяжелые потери.

«Но шаткая система призыва не позволяет эффективно мобилизовать украинскую живую силу, обеспечить необходимое количество и качество войск или справедливо распределить бремя между украинским обществом, говорят многие солдаты и военные аналитики. Смесь из коррупции, исключений и политической осторожности защитила значительную часть украинского городского среднего класса от необходимости воевать в холодных и грязных окопах», – говорится в статье.

На длинной линии фронта непропорционально большая доля призывников – это мужчины среднего возраста, такие как Дубок. Часто они происходят из сел и небольших городков, они были слишком бедны, чтобы откупиться. Воюющие с 2022 года солдаты-ветераны - некоторые из них с 2014 года, когда Россия впервые вторглась на восток Украины, - разочарованы тем, что новобранцы уже давно не в лучшей физической форме.

«Качество замены не очень хорошее. Это сельские ребята в возрасте от 43 до 50 лет, иногда с проблемами со здоровьем», – говорит опытный пехотинец, воюющий под Авдеевкой.

Читайте также: Россияне пытаются окружить Авдеевку и выбить ВСУ с левого берега Днепра – Генштаб

Уставшие бойцы с горечью отмечают, что когда они уезжают в отпуск в большие города, такие как Киев или Днепр, видят, как трудоспособные мужчины 20-30 лет посещают спортзалы, бары и модные рестораны.

«У нас нет полной мобилизации общества. Но это необходимость. Мы не можем без этого обойтись», – сказал оператор беспилотника из спецподразделения ВМС Украины с позывным «Добро».

Президент Украины Владимир Зеленский заявил во вторник, что военные просят у него мобилизовать еще до 500 тысяч человек. Он сказал, что решение еще не принято, назвав этот вопрос «очень чувствительным». Он отметил, что многие воевавшие в течение длительного времени солдаты также должны быть демобилизованы в определенный момент. 47-летний Дубок не протестовал и не сопротивлялся, когда его задержали в призывном пункте.

«Я ходил в школу с ребятами, которые меня оформляли. Я не хотел создавать им проблемы», – сказал он, добавив, что все равно думал о том, чтобы пойти служить, «но не таким образом».

В тот день, когда Дубка мобилизовали, его жена ждала его дома с клубникой и сливками. Теперь он наблюдает, как крысы лакомятся трупами на грязном поле боя вокруг Авдеевки.

«Я никогда в жизни не видел таких больших крыс», – говорит он.

Историй о том, как работники ТЦК задерживают мужчин прямо на улице, в Украине множество. Некоторые инциденты были сняты на видео и выложены в Интернет.

«Это незаконно. Они могут только вручать повестки, а не задерживать людей», – говорит Сергей Парохненко, адвокат из Днепра, среди клиентов которого есть мужчины, оспаривающие свой призыв.

Читайте также: Когда ТЦК перестанут раздавать повестки на улице? Военнослужащие ждут от Рады принятия соответствующего закона

Представитель Минобороны признал нарушения со стороны некоторых местных центров комплектования, но сказал, что слишком многие граждане игнорируют повестки в армию. На нынешнем этапе изнурительной войны найти желающих вступить в ряды пехоты особенно сложно. Уменьшение поддержки Украины со стороны Запада омрачает настроения в стране и делает фронтовые бои еще более сложными.

Все большее сопротивление республиканцев в Конгрессе сдерживает американскую военную и финансовую помощь. Помощь ЕС тормозит Венгрия, чей лидер Виктор Орбан уже давно имеет теплые отношения с Москвой. Западные поставки оружия и боеприпасов резко замедлились. Россия вернула себе явное преимущество в артиллерийских вооружениях, хотя у Украины был паритет в начале этого года.

Министр обороны Украины Рустем Умеров недавно сказал, что около 800 тысяч человек служат в ВСУ. Украинские потери – это строгая тайна, но переполненные больницы и кладбища по всей Украине свидетельствуют о высокой цене, которую страна платит за оборону от попыток России завоевать ее.

На бумаге у Украины все еще есть большой резерв потенциальной живой силы: это несколько миллионов мужчин в возрасте от 20 до 30 лет, которые еще не воевали. До сих пор в армию не призывали мужчин до 27 лет, хотя парламент разрешил снизить возрастной ценз до 25 лет. От призыва освобождаются многодетные родители, ухаживающие за инвалидами и работники ключевых отраслей.

Украинское правительство надеялось, что контрнаступление этим летом, направленное на отвоевание части оккупированной Россией территории, внесет значительный вклад в победу в войне и позволит избежать политически непопулярного призыва большего количества молодых людей в Киеве.

Но украинским силам удалось сделать всего несколько пробоин в хорошо укрепленных российских линиях. Потери пехоты дополнили те, которые армия Украины понесла во время 10 месяцев обороны Бахмута.

«Скорбные новости с фронта отпугивают граждан от службы в армии», - сказал Добро, оператор беспилотника.

Читайте также: Данилов о мобилизации: Цифры, озвученные Зеленским — это реальная потребность

Он добавил, что страх усиливают еще и командиры, прибегающие к советской тактике лобовых атак.

«Теперь люди понимают, что тот, кто хочет дожить до конца войны, не должен идти в пехоту», – сказал украинский военный.

Армейская реклама признает опасения людей. Призывные плакаты говорят, что «признать свои страхи – это храбро». Неизвестное количество украинцев покинуло страну, чтобы избежать призыва, заплатив взятки за пересечение границы. Украинские законы военного времени запрещают большинству мужчин в возрасте от 18 до 60 лет уезжать за границу. Исключение составляют мужчины, по состоянию здоровья не пригодные к службе и волонтеры благотворительных организаций.

В начале этого года 30-летний архитектор из Одессы заплатил взятку в размере около 7600 долларов врачу за медицинскую справку, освобождающую его от призыва. Затем он упаковал свои вещи в машину и уехал через границу в Молдову.

«Я поддерживаю Украину. Это отличная страна, с замечательными людьми. Но я не хочу умирать», – сказал он.

Сейчас одессит живет на юге Европы, и говорит, что отношения с некоторыми друзьями в Украине испортились из-за его решения. Другие друзья сказали, что ему повезло, что он находится за границей. Тем временем одессит жертвует деньги на помощь воюющим.

Wall Street Journal пишет, что самой большой проблемой остается коррупция в центрах комплектования. Сообщения о том, что чиновники берут взятки за освобождение мужчин от службы, стали настолько распространенными, что в августе Зеленский уволил всех 24 областных начальника ТЦК. Но правительство до сих пор не объявило о более тщательной ревизии системы призыва, хотя уже несколько месяцев продолжаются разговоры о необходимости изменений.

Идеи Министерства обороны относительно реформ включают привлечение частных рекрутинговых фирм, создание национального цифрового реестра мужчин призывного возраста, чтобы сделать мобилизацию более прозрачной и усложнить уклонение от нее. Также предлагается создать реестр женщин и разрешить людям непосредственно подавать заявки на работу в вооруженных силах, отвечающую их навыкам и квалификации.

Большое количество призывников, которым уже за 40, удивило западных союзников, когда те прибыли в страны Запада для прохождения подготовки.

Читайте также: Противоправные действия ТЦК: в ВСУ объяснили, как действовать

«Украина приняла сознательное решение мобилизовать более зрелых людей для участия в конфликте. Они защищают своих молодых мужчин и женщин ради будущего экономики», – сказал недавно в парламенте Великобритании командующий британской армии генерал Патрик Сандерс. Другие менее милосердны в своих взглядах на ситуацию.

«Предвзятость по возрасту и географии связана с коррупцией», - сказал Игорь Романенко, военный аналитик и украинский генерал-лейтенант в отставке.

По его словам, молодежь в больших городах чаще может позволить себе дать взятку, а крупные компании могут защитить своих сотрудников от призыва. В сельской местности, где преобладает старшее население, укрыться от призыва труднее.

«Особенно в пехоте, люди старше 35 лет имеют меньший потенциал для выполнения своей миссии, чем молодые мужчины. Конечно, молодежь надо беречь. Но наша страна борется за свое существование», – сказал Романенко.