С начала полномасштабного российского вторжения в Украину вовлеченность крымских татар в Вооруженные силы Украины сильно возросла. В первую очередь воевать ушли люди, которые были вынужденные покинуть Крым после оккупации и не смирились со status quo, рассказал в интервью Алексею Гордееву для ZN.UA муфтий Духовного управления мусульман Автономной Республики Крым Айдер Рустемов.
«Когда происходит полномасштабное вторжение по всей территории Украины, когда солдаты врываются в твой дом и насилуют детей и женщин, люди начинают все переосмысливать», - ответил он на вопрос, изменилась ли роль последователей ислама в войне с февраля 2022 года.
По словам муфтия, сейчас гораздо больше крымских мусульман участвует в войне. Часть из них сражается в спецподразделении «Крым» при ГУР на востоке страны. Кроме того, есть батальон, состоящий из бывших бойцов подразделения имени Номана Челебиджихана.
«Чисельности и имен командиров я не называю намеренно, чтобы не подвергать людей дополнительной опасности. Но с 24 февраля степень вовлеченности крымских татар в ВСУ и другие силы обороны значительно повысилась», - говорит Айдер Рустемов.
Говоря о религиозном измерении для мусульман, ушедших защищать Украину, он отмечает, что это не доминирующий фактор, он важен скорее для отдельных личностей. Больше на выбор крымских татар оказала влияние оккупация полуострова.
«С полуострова выехали люди, не смирившиеся со status quo, бросили там свое имущество и родственников, чтобы бороться с оккупацией», - подчеркнул муфтий.
Больше о роли крымских татар в будущем Крыма и трудностях украинских мусульман на оккупированных территориях читайте в полном тексте интервью «Муфтий Духовного управления мусульман Автономной Республики Крым Айдер Рустемов: войне».
Напомним, что, по информации Главного управления разведки Минобороны Украины, оккупационные власти Крыма готовятся к украинской операции по освобождению полуострова.
В то же время госсекретарь США Энтони Блинкен считает, что преждевременные попытки Украины вернуть под свой контроль Крым станут для президента РФ Владимира Путина "красной линией", которая может привести к более широкой эскалации.