UA / RU
Поддержать ZN.ua

Der Spiegel: Украинские танки Leopard 2 сломаны, но удары войск России – не главная проблема

Немецкое издание выяснило, почему танков, которые Берлин отправил Киеву, почти не осталось на поле боя.

Следы войны не всегда заметны с первого взгляда. За несколько дней до Рождества министр обороны Германии Борис Писториус посетил в Литве мастерскую по ремонту боевых танков Leopard, поврежденных во время операций на фронте в Украине. Он приехал туда с большой делегацией, в которую входили представители министерства, депутаты Бундестага и представители прессы. Некоторые из группы ожидали увидеть в цехе подбитые или по крайней мере помятые танки. Но только очень небольшое количество имело видимые боевые повреждения. Большинство из них имели дефекты в механике или электронике, незаметные снаружи.

«Наибольшей проблемой для немецких танков на службе в Украине оказался не враг и не обстрел со стороны российских войск. Основная причина выхода из строя, похоже, заключалась в другом», – пишет Der Spiegel.

Долгие ремонтные работы

Подробности о количестве разбитых танков и характере их повреждений не подлежат обнародованию. Не разглашать такую информацию попросила компания LDS, возникшая в результате слияния немецких производителей танков Rheinmetall и KMW. Российская сторона не должна узнать ничего, что она могла бы использовать в войне против Украины. Но вот что можно сказать: из 18 современных основных боевых танков Leopard 2A6, которые Германия передала Украине, достаточно значительная часть стоит на литовском заводе.

«К сожалению, Украина может использовать только очень небольшое количество поставленных боевых танков», – сказал депутат Бундестага от «зеленых» Себастьян Шефер.

Шефер был в составе министерской делегации на литовском ремонтном заводе. Там ему рассказали то, что он уже слышал во время визита в Украину прошлым летом: ремонт военных машин сложен и длится долго, а украинцам не хватает опыта и запчастей. В прошлом году Шефер вместе с депутатом от СДПГ Андреасом Шварцем уже обращался к производителям Rheinmetall и KMW с просьбой о скорой помощи в восстановлении поврежденного вооружения. Теперь он решил, что необходимо послать еще одно письмо к производителям оружия.

«Очевидно, существует также проблема в том, что украинская армия иногда пытается провести ремонт, который потом приводит к еще большему повреждению боевых танков», - говорится в письме немецкого политика.

Шефер пишет, что это можно было бы предотвратить путем лучшей подготовки механиков или путем «предоставления инструкций». Он предлагает не вывозить поврежденные танки из Украины, а ремонтировать их в самой стране.

Логистика имеет решающее значение в войне

«Вспыльчивое письмо Шефера указывает на проблему, которая часто игнорируется в дебатах о поставках оружия в Украину: западное оружие само по себе вряд ли поможет украинцам. Необходимо также быстро обслуживать и ремонтировать технику. Логистика имеет решающее значение в войне», – пишет Der Spiegel.

Читайте также: Литва готовит к отправке в Украину отремонтированные танки Leopard 2

После долгих колебаний Германия предоставила украинской армии тяжелое вооружение: 30 старых танков Leopard 1A5, 80 боевых машин пехоты Marder и 18 основных боевых танков Leopard 2A6 с боеприпасами и запчастями, а еще 14 самоходных гаубиц Panzerhaubitzen 2000.

Однако с самого начала было понятно, что факторы вне поля боя будут ключевыми для долгосрочного успеха использования этого оружия. Перед солдатами стоят серьезные задачи, ведь они должны наладить логистические цепи для многих типов техники, например для танков Abrams и Challenger, которые поставляют другие западные партнеры. Их также нужно обслуживать и ремонтировать, и для каждого типа нужны специально обученные технические специалисты и постоянная поставка запчастей.

Даже в мирное время логистика Бундесвера очень сложна. Она включает в себя транспортировку, поставку боеприпасов, а также техническое обслуживание, ремонт и поставки запчастей. В войсках существуют циклы технического обслуживания для каждой машины, изложенные в специальном регламенте. Танки регулярно заезжают в мастерскую, и каждые 2 года проходят многомесячный капитальный ремонт или модернизацию на заводе компании-производителя. Для обеспечения постоянной готовности к использованию Бундесвера требуется избыток машин, так называемый циркуляционный резерв.

Типовые работы по техническому обслуживанию выполняются в мастерской: замена масла, смазка подвижных частей и проверка гидравлики. Гусеницы тоже изнашиваются. Leopard 2 проезжает около 6 тысяч километров на одной паре гусениц. А для мягкого передвижения по асфальту их нужно менять.

«Во время войны украинская армия не может поддерживать такие циклы технического обслуживания», – сказал Der Spiegel офицер немецкой бронетанковой пехоты.

Более того, в военное время танки подвергаются гораздо большей нагрузке, чем во время маневров в мирное время. Бундесвер придерживается формулы: машина, проехавшая 10 тысяч километров во время миссии, например, в Мали или Афганистане, в среднем используется так же интенсивно, как и проехавшая 100 тысяч километров в Германии.

Читайте также: Business Insider: Украина еще не отправила в бой танки Abrams, эксперты назвали причину

Командир танковой роты Павел с позывным "Синай" командует подразделением, которое использует Leopard 2A6. Танки прибыли в прошлом году как раз вовремя для летнего наступления, в котором они должны были играть ключевую роль. Перед этим, во время тренировок в Германии, бойцы из роты Синая узнали о слабом месте немецких танков: гусеницы. Ослабление натяжения в гусеницах могло привести к поломке. Это было бы катастрофой в бою.

«Мы хорошо знаем об этой проблеме и проверяем гусеницы танков, но, в конце концов, все не так уж плохо», – сказал Синай журналистам Der Spiegel.

Он в восторге от современной техники, установленной в танках. В общем, она работает надежно. Однако иногда возникали проблемы, особенно после прямых попаданий или близких столкновений в бою.

«Мы оказались в чрезвычайно сложной боевой ситуации. В такие моменты нам часто приходилось быстро переходить на ручное управление», – рассказал украинский военный.

Небольшие ремонты можно производить прямо на поле боя. Солдаты, занимающиеся армейской логистикой, подготовлены для выполнения таких задач. 120-миллиметровая гладкоствольная пушка Leopard 2 выдерживает около 300 выстрелов, после чего ствол необходимо заменить из-за огромной баллистической силы, которой он подвергается. Для замены требуется подъемный кран, но опытные солдаты могут выполнить эту процедуру за 30 минут. Даже двигатель мощностью 1500 лошадиных сил можно заменить быстро.

Когда депутат от «Зеленых» Шефер был в Украине в прошлом году, он посетил военный ремонтный завод в нескольких часах езды от Киева. Наряду с другими транспортными средствами со всего мира там ремонтируют бронированные машины Dingo немецкого производства. Один механик рассказал, что его коллеги могли бы скорее вернуть машины на передовую, будь у них чертежи и инструкции. Но поскольку их не было, его люди ремонтировали Dingo «интуитивно».

Целые папки с инструкциями

Мастера импровизируют, что, по-видимому, часто приводит к еще большему повреждению танков. Как в Украине, так и в ремонтных мастерских в Польше и Литве, техническому персоналу приходится справляться с тем, что им не хватает опыта и всесторонней подготовки солдат Бундесвера. Языковой барьер также может быть проблемным фактором. В Бундесвере инструкции по ремонту и проверке – это целые папки бумаг. По крайней мере, часть из них необходимо перевести для солдат в Украине.

Читайте также: FT: Швейцария согласилась продать Германии танки Leopard 2 при условии, что их не получит Украина

На войне разрыв между теорией и практикой может оказаться огромным. В бою техника часто используется не так, как это предусмотрено изготовителем.

«Под действием адреналина, недосыпания и с достаточно коротким периодом подготовки вы не обращаетесь с техникой в соответствии с инструкциями: сознательно или бессознательно», – говорит немецкий офицер.

Когда это вопрос жизни и смерти, солдаты не обращают внимания на правильные обороты двигателя при запуске. Поэтому эксплуатация в военное время, так или иначе, повышает риск того, что технику придется ремонтировать чаще.

К этому, по словам Шефера, прибавляется нехватка запчастей. Из-за того, что многие важные детали приходится долго ждать, работы затягиваются. Немецкие военные говорят, что в этом нет ничего удивительного.

«Бундесвер также имеет дело с этой проблемой, так что стоило ожидать, что и в Украине все будет так», - сказал изданию неназванный немецкий военный.

Эксперты еще до начала поставок подозревали, что своевременное поступление важных деталей может стать проблемой. Часто речь идет о специализированных и недоступных на открытом рынке компонентах. Это обычно приводит к длительному времени ожидания, поскольку некоторые запчасти изначально приходится закупать через Бундесвер. Кроме того, даже изготовители не всегда имеют достаточные запасы на складе.

Украинский командир танковой роты Синай знает о проблемах с поставкой запчастей. Поэтому его бойцы импровизируют. Многомесячное наступление на юге Украины не обошлось без потерь для роты Синая.

«Большинство наших потерь было на огромных минных полях, где противотанковых мин было так же много, как картошки на огороде», – говорит он.

Читайте также: Чехия получила 14 танков Leopard 2 от Германии в обмен на оказанную помощь Украине

Но в отличие от устаревшей советской техники уровень выживания у Leopard высок. Это еще одна причина, почему танки, присланных Германией, ценят. Подбитые машины выводят из боя как можно скорее, чтобы защитить их от дальнейшего уничтожения артиллерией и российскими беспилотниками-камикадзе. Синай сказал Der Spiegel, что его солдатам удалось вывести все поврежденные танки с поля сражения и отправить их на ремонт. Будет ли машина отремонтирована на месте, на украинском заводе или за границей, зависит от ее состояния.

Rheinmetall ищет решение

Rheinmetall – производитель Leopard, ответственный за техническое обслуживание и ремонт. Компания работает вместе с Федеральным министерством обороны Германии над проблемой поставки запчастей, о чем компания сообщила в ответ на запрос Der Spiegel.

«В декабре 2023 года был введен в эксплуатацию комплексный пакет запчастей путем заключения финансируемого Германией контракта между Министерством обороны Украины и ARGE Service Leopard 2 (Rheinmetall и KNDS) о хранении и управлении запчастями», - сообщили в компании.

Благодаря этому соглашению парк Leopard 2 в Украине будет лучше обслуживаться в будущем и не только через сервисный центр в Литве. В будущем танки также можно будет ремонтировать в Украине, и их больше не нужно сначала транспортировать за границу.

«В настоящее время проводится соответствующая подготовка персонала, а также разрабатываются структурные и технические требования», - отмечают в Rheinmetall.

Шефер считает нехватку запчастей симптомом более глубокой, фундаментальной проблемы.

«Происходят только ограниченные изменения. Промышленность наращивает свои производственные мощности слишком медленно», – сказал немецкий депутат.

Он считает, что ответственность лежит не только на оборонных компаниях, но и на политиках.

«Немецкое правительство должно наконец-то использовать возможности, которые предоставляют рамочные соглашения с другими европейскими странами. Промышленность нуждается в безопасном планировании, чтобы можно было использовать эффект масштаба в производстве», – отмечает Шефер.

Читайте также: С начала контрнаступления уничтожены всего пять танков Leopard 2 — Forbes

Большее количество заказов приведет к более выгодным ценам и будет способствовать сотрудничеству в рамках НАТО. Даже почти через два года после начала полномасштабного российского вторжения Шефер считает, что Германия делает недостаточно, чтобы помочь Украине в ее оборонной кампании.

«Мы должны быть честны сами с собой: Германия лишь номинально на втором месте, когда речь идет о военной помощи Украине. Не миллиарды дают представление о нашей реальной поддержке, а их доля в нашем экономическом производстве. И здесь Германия на 13-м месте, далеко позади стран Балтии», – объяснил он.

Часть танков Синая сейчас находится на ремонте за границей. В недавнем фильме о ремонтном заводе в Литве его солдаты узнали свои машины. По его словам, они выглядели так, словно были почти готовы к отправке обратно. Синай уже собрал команду, чтобы забрать танки. Их с нетерпением ждут, они очень необходимы на украинском зимнем фронте.