UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что означает принятие закона об интеграции образования в РФ на оккупированных территориях и что делать родителям?

Автор: Анастасия Воробьева

17 февраля 2023 года Путин подписал закон, который должен привести деятельность образовательных организаций на оккупированных украинских территориях в соответствие с законодательством РФ, с введением так называемого переходного периода. Опираясь на опыт Крыма и города Севастополя, полный переход на российские стандарты образования планируется к 2026 году.

Читайте также: В Мариуполе украинских школьников заставляют писать «письма благодарности» российским солдатам – горрада

Хотя, по предписаниям международного права, так называемое включение оккупированных украинских территорий в состав России юридически ничтожно, заявления власти РФ об использовании «крымского сценария» дают основания говорить о фактическом распространении российских законов на оккупированные украинские территории. Так что, кроме вопросов с точки зрения международного гуманитарного права (МГП), возникают весьма практические: что делать родителям и детям; какие последствия может иметь отказ родителей учить ребенка по российским стандартам, и могут ли дети получить действенную защиту от разрушительного влияния пропаганды РФ в школах? 

Юридическая основа — факты привлечения родителей к ответственности

РФ остается стороной Пакта о социальных, экономических и культурных правах и Конвенции по правам ребенка, закрепляющих право ребенка на образование. В том числе это касается доступа к образованию в практическом аспекте; его содержания, которое должно отвечать критериям, установленным ст. 13 Пакта о социальных, экономических и культурных правах и ст. 29 Конвенции по правам ребенка; а также права родителей на контроль над качественным показателем образования, которое получают их дети. 

Согласно предписаниям МГП, действующего на временно оккупированных территориях, РФ не может препятствовать украинским детям в получении украинского образования и заставлять получать образование по российским стандартам. Более того, правила и законы оккупации не позволяют государству-оккупанту уничтожать местную систему образования ради установления идеологического контроля над детьми через образовательные заведения. Однако печальный опыт Крыма, служащий моделью на территориях Запорожской и Херсонской областей, свидетельствует: Россия последовательно игнорирует свои обязательства и пренебрегает международным правом.

Уже известны случаи давления на родителей представителями оккупационных администраций. Центр национального сопротивления в феврале 2023 года сообщал, что на временно оккупированных территориях созданы «комиссии по делам несовершеннолетних», которые с помощью нелегитимных местных судов выписывают родителям штрафы за обучение детей в украинских школах. Комиссии устраивают рейды, особенно по местам проживания детей, пропускающим много занятий в подконтрольных России школах, отдельно уделяя внимание ноутбукам, планшетам, по которым дети могут продолжать учиться онлайн в украинских школах. Родителей запугивают лишением родительских прав.

В марте 2023 года стало известно о привлечении к админответственности родителей из пяти семей в Запорожской области. Оккупационная «комиссия по опеке» инкриминирует им «неисполнение родителями обязанностей по обучению своих детей» по КпАП РФ. 

А что о праве детей на образование и возможности получать его вне школ говорит российское законодательство?

Читайте также: Россияне рассказывают украинским школьникам в оккупации о "СВО" - ЦНС

Образование в РФ: формы, альтернативные возможности

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает родителей обеспечить получение детьми общего образования. При этом родители имеют право выбирать форму обучения, организацию, которая осуществляет образовательную деятельность, язык, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Закон позволяет ребенку учиться вне школы: согласно ст. 17, это может быть семейное образование (с 1-го по 9-й классы, всю ответственность за обучение — выбор программы, успешность, здоровье ребенка — несут исключительно родители) или самообразование (в 10-м и 11-м классах, ответственность за обучение в этом случае несет уже сам ученик). 

Родители должны заявить о начале образования в форме семейного обучения в местные органы, иначе к ним могут применить административное наказание за ненадлежащее выполнение обязанностей. Но не должны объяснять либо каким-то образом обосновывать причины выбора такой формы обучения. Единственный обязательный элемент учебной программы для таких школьников — сдать экзамены в 9-м классе и итоговое собеседование по русскому языку, а в 11-м — итоговое сочинение и единый государственный экзамен, без которых не выдадут аттестат об окончании школы.

Семейное обучение узаконено федеральным законодательством, де-юре дающим родителям широкие возможности по выбору формы, вмешательства и контроля над качеством образования, которое получают их дети. Но на практике образование является основным инструментом идеологического влияния на детей как на территории России, так и на оккупированных ею территориях. По факту в школе могут психологически давить на родителей, заставляя их выбрать хотя бы заочную форму. За нее учебное заведение получает дотацию от государства, и она предусматривает больший контроль со стороны государства. Поэтому в условиях оккупации реализовать возможность семейного обучения может быть проблематично. 

Посещение школы

Что делать, когда представители оккупационных администраций пренебрегают и российским законодательством, которое прямо предусматривает возможность получать образование вне школы? Можно ли ребенку не ходить в подконтрольную оккупационной власти школу, не уведомляя оккупационные органы, и получать украинское образование онлайн?

К сожалению, нет. В ст. 43 Федерального закона об образование прописано, что ученик должен добросовестно осваивать школьную программу и посещать учебные занятия, предусмотренные учебным или индивидуальным планом, а ответственность за прогулы будут нести законные представители ребенка. Посещение учеников контролируют непосредственно школы (с помощью журналов, отмечая причины пропусков) и органы управления образования (которые при отсутствии положительной динамики организуют рассмотрение конкретных ситуаций).

Пропустить занятия можно только по уважительным причинам — если ситуации и обстоятельства объективно препятствуют посещению: по состоянию здоровья (нужна медицинская справка) и семейным обстоятельствам (по заявлению родителей).

Если ребенок долго не ходит в школу без уважительной причины, его ставят на школьный контроль, после чего учитель или классный руководитель сообщает о прогулах социальному педагогу, а тот проверяет условия жизни ребенка. На ребенка заводят карту «Учет несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине», куда заносят сведения о нем и ситуации в семье и дома, а также информацию о профилактической работе. В обращении в «комиссию по опеке» школа опишет ситуацию, покажет характеристику ученика, его оценки и выписку о пропусках. Дальше представители «комиссии по опеке» в трехдневный срок посетят семью и проверят, не нарушены ли права ребенка. Органы опеки и попечительства и комиссия по делам несовершеннолетних в свою очередь могут привлечь родителей к административной ответственности и даже оштрафовать по ст. 5.35 КпАП.

Читайте также: В России школьникам на уроках ОБЖД будут преподавать военную подготовку – британская разведка

Могут ли изъять ребенка из семьи?

Украинские медиа сообщали, что местная власть угрожает отобрать ребенка, если он не посещает учебное заведение. По российскому законодательству (ст. 77 СК РФ), изъятие происходит при непосредственной угрозе жизни ребенку или его здоровью на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Это сложный бюрократический механизм, где уполномоченные органы должны собрать документы и доказательства для будущего суда. Поэтому чаще всего «комиссия по опеке» вызывает полицию и просит составить акт о безнадзорности ребенка. Следует отметить, что в российском законодательстве понятие «безнадзорность» толкуется весьма широко — как отсутствие контроля ответственных лиц над поведением несовершеннолетнего вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию. Так ребенок может попасть в центр временного содержания — по решению специальной межведомственной группы, куда входят представители школы, МВД и органов опеки, они могут временно изъять ребенка из семьи, если она находится в сложной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Телеграм-канал «Альянс учителей» сообщает: российских школьников, которые пропускают внеклассные уроки «Разговоры о важном», грозят признать безнадзорными. В случае пропуска «уроков пропаганды» школа грозит вынести этот вопрос на комиссию по делам несовершеннолетних, а родителей за «систематические прогулы ребенка» привлечь к административной ответственности и самого ребенка признать безнадзорным. Сообщалось, что в РФ за отказ посещать «Разговоры о важном» родителей даже вызывают на допрос в ФСБ, а на «новых» территориях угрожают либо отправить «на подвал», либо депортировать, либо отобрать ребенка. То есть широкую формулировку закона используют для давления на родителей.

Ответственность

Родителям, которые хотят выбрать семейное обучение вне школы, грозят ответственностью за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по обеспечению получения детьми образования. Это предусмотрено Семейным кодексом РФ (ст. 69, 73, 77), Кодексом об административных правонарушениях (ст. 5.35.) и Уголовным кодексом (ст. 156).

Согласно СК РФ, родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, если уклоняются от выполнения обязанностей. Ст. 73 СК РФ предусматривает ограничение родительских прав, если поведение родителей или одного из них опасно для ребенка. Если оно не меняется полгода, органы опеки обязаны подать иск о полном лишении родительских прав.

Административная ответственность предусмотрена ст. 5.35 КпАП РФ за невыполнение либо ненадлежащее выполнение родителями или другими законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних и влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 156 УК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и должна быть связана с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Выводы

Дети, проживающие сейчас на временно оккупированных территориях, фактически оказались в ловушке российской пропаганды, которая активно использует школьное образование для стирания украинской идентичности с одновременным навязыванием гражданской идентичности «настоящего патриота РФ». Принятие закона об интеграции образования еще плотнее закрывает эту ловушку и усложняет получение детьми украинского образования хотя бы в онлайн-формате. Проанализировав российское законодательство, нужно констатировать, что даже при наличии альтернативных форм обучения, которые могли бы потенциально ослабить негативное влияние «лучших практик» российского образования, применение этих норм и на территории РФ вызывает трудности: своевольное толкование достаточно широких норм позволяет угрожать родителям. Поэтому и от представителей оккупационных администраций не стоит ожидать добросовестного соблюдения хотя бы российского законодательства. Единственной надеждой для украинских детей на всех временно оккупированных территориях остается полная деоккупация — в том числе и образования.