UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что не так с международной гуманитарной помощью в Украине и мире и как сделать ее более системной

Автор: Наталия Церклевич

Любая война всегда (в той или иной степени) приводит к гуманитарному кризису или катастрофе. Особенно если это долгая война. Сложно представить Украину после 2014 года без гуманитарного движения: благодаря этому мы держим и фронт, и тыл.

Читайте также: Зеленский рассказал премьеру Японии о крушении с Каховской ГЭС. Японское правительство готовит помощь

Уже очевидно, что потребность в гуманитарной помощи не исчезнет и после нашей победы. Но стоит задуматься над тем, как наиболее эффективно выстроить эту систему — чтобы не подсесть на иглу постоянной гуманитарной потребности, а воспользоваться этой возможностью для выстраивания долгосрочных решений. И наконец стать сильным государством, которое не нуждается в гуманитарной поддержке от мира (или нуждается в ней минимально).

Эта статья — мое личное наблюдение как человека, который уже более 15 лет работает в сфере развития и гуманитарного реагирования.

Читайте также: Украина получит помощь НАТО для преодоления последствий российского теракта на Каховской ГЭС

После 2014-го, когда Россия впервые посягнула на нашу территориальную целостность, международные фонды начали активно помогать Украине, и это нужно было как-то координировать. Для этого постепенно запустилась система гуманитарного реагирования через кластерное распределение.

Как это выглядит? Вся поддержка от международных фондов разделена на 11 кластеров: например, реагирование в сфере образования, доступ к воде и гигиене, жилье, защита, логистика, здоровье и т.п. Какой кластер актуален для той или иной страны — зависит от ее проблем и потребностей.

Впрочем, у этой системы есть несколько важных недостатков. Рассмотрим сначала объективные:

  1. Количество кризисов и потребностей в мире постоянно растет. Согласно исследованиям, проведенным еще до 24 февраля, каждый 33-й человек в мире к тому времени уже нуждался в гуманитарной помощи или защите. Это больше, чем когда-либо со времен Второй мировой войны. Почти 80 миллионов человек еще тогда были перемещены из-за конфликтов и насилия.
  2. Часто правительства самих стран не готовы к системным решениям, предоставлять гуманитарную помощь иногда мешают политические факторы и т.п.
  3. Гуманитарная кластерная система — это система многоуровневая бюрократическая. Львиная доля средств, предоставленных в помощь, оседает в ее руководящих органах.

Теперь поговорим о субъективных.

В своей колонке «Что не так с гуманитарным реагированием» генеральный секретарь по гуманитарным вопросам Центра глобального развития Марк Лоукок называет следующие недостатки:

  1. Агентства не уделяют достаточного внимания настоящим потребностям людей, оказавшихся в кризисе. Несмотря на все наши добрые намерения, гуманитарная система построена так, что международные организации и доноры дают людям то, что сами считают лучшим и могут предложить, и мало ориентируются на реальные нужды громад и семей. А должно было бы быть наоборот. Именно поэтому в Украине в 2022 году так хорошо сработали волонтерские инициативы, которые проще адаптировались под потребности людей.

Вспоминаю здесь опыт 2014 года, когда я работала в нескольких международных гуманитарных организациях и принимала участие во встречах кластеров. Уровень коммуникации был очень неэффективный — настолько, что некоторые местные организации отказывались участвовать в таких встречах. Например теплые одеяла, которые нужны были зимой, прибыли только в июне.

  1. Часто гуманитарное реагирование может порождать потребительство и патернализм у тех, кто получает помощь, когда им помогают на постоянной основе, не сообщая, что это скоро закончится, и дальше выживать придется самостоятельно. По международным стандартам считается, что после того, как страна получает мощную гуманитарную помощь от разных доноров, должен наступить период восстановления. То есть государство должно создавать рабочие места, переобучать людей, которые переехали, восстанавливать инфраструктуру и со временем (или даже параллельно) переходить к проектам по развитию.

Если цепочка не работает и гуманитарное реагирование затягивается, это может порождать целый ряд комплексных проблем. Так, уже с 2017 года многие украинские волонтерские организации, работавшие на линии разграничения Донецкой и Луганской областей, замечали, что некоторые семьи, оставшиеся там, начали злоупотреблять этим положением. Они использовали свое проживание на линии разграничения, чтобы постоянно получать гуманитарную и денежную помощь. Продолжали рожать детей, не беспокоясь об их благополучии, злоупотребляя алкоголем и не давая своим потомкам шанса на нормальное образование, общение и развитие. А гуманитарные организации в свою очередь и дальше получали проекты, зарплаты и демонстрировали донорам, что в Украине есть люди, нуждающиеся в помощи.

  1. Во многих международных гуманитарных организациях прописаны четкие протоколы оказания той или иной помощи. Например, многие международные организации, оказывающие услуги по психологической поддержке, очень четко регламентируют категории, время консультации, количество возможных услуг и т.п. Речь идет о показателях количества, часто доминирующих над качеством.

Психологи рассказывают, что должны останавливать психологическую поддержку человека, недавно потерявшего кого-то из близких, потому что на нее отведено только 30 минут консультации, а другое время не покрывается финансированием. Или покрываются только одна-две встречи, а человеку для стабилизации его состояния нужно больше. У специалистов возникает фрустрация из-за неспособности проекта удовлетворить реальные потребности людей.

Эти стандарты прописаны таким образом, чтобы механизировать определенные процессы, но с точки зрения здравого смысла и эмпатии это тяжелый вызов для украинских специалистов, особенно если они работают в своей стране и видят эти потребности не в теории;

  1. Часто местные организации воспринимают сугубо как исполнителей того или иного проекта. А идеи проектов и показатели их эффективности, видение изменений из-за проекта и т.п. прописывают люди, которые могли даже никогда не бывать в Украине. В результате имеем стандартные решения, нежизнеспособные в украинских реалиях. Вместе с тем украинские организации не всегда чувствуют в себе возможности влиять на это. Большинство проектов настолько забюрократизированы, что оставляют очень мало пространства для маневра.

Читайте также: Бельгия передаст помощь на €350 тыс. пострадавшим от подрыва Каховской ГЭС

Что с этим делать и как выстраивать работу более системно

Встречаясь с международными организациями, мы часто говорим: «Нам и нашим детям здесь жить, поэтому мы думаем на десять лет вперед».

Читайте также: Помогать правильно — это привлечь украинский бизнес в программы западной поддержки

Работая в украинском фонде с программами психологической поддержки, мы ориентируемся, с одной стороны, на существующие стандарты, но с другой — на реальные потребности на местах. Например, в начале полномасштабной войны, когда многим людям пришлось бросать свои дома, нужны были одни решения. Сейчас мы наблюдаем другие вызовы, в частности на деоккупированных территориях и в прифронтовых районах.

Исследуя вопрос, как более системно строить гуманитарный ответ, в частности в секторе психологической помощи, мы пришли к выводу, что очень важно развитие сообществ и создание комплексных решений. Не каждый ребенок нуждается в психологе, но точно каждый нуждается в поддерживающей среде, чтобы справиться с опытом войны. Похожие выводы приводят эксперты во время мировой конференции Save the Children Denmark:

  1. Услуги, предоставленные в громаде, должны быть максимально инклюзивными и кроссекторальными. Например, базовые потребности, образовательные и психологические закрываются вместе. Если речь идет о психологической поддержке детей, ее нужно оказывать всей семье, а не только ребенку. Если организация работает с психологической помощью, она должна совместно с громадой и другими организациями позаботиться о доступности укрытия, достойных условиях в помещении и т.п.
  2. Программы должны быть глубоко укоренены в громаду и отображать ее контекст. Часто украинские организации получают от международных организаций шаблоны из тех стран, где они привыкли работать. Но большинство этих стран не являются ни европейскими, ни христианскими. Соответственно, не все эти практики можно и нужно применять здесь, ведь они фрустрируют местное население.
  3. Помощь должна не только реагировать на проблемы, но и быть превентивной, чтобы вовремя выявлять и противодействовать заброшенности, нарушению прав ребенка в громаде и семье. Соответственно она должна быть более продолжительной и направленной на создание услуг на уровне громады, а не только разовой.
  4. Организации должны привлекать подростков, молодежь и местных активистов к созданию программ поддержки, чтобы они учились формулировать потребности и быть вовлеченными в жизнь громады и формирование проектов. Нужно создавать возможности для громады к самоисцелению через волонтерство, общие события (в частности творческие), обучение и таким образом формировать самообеспечение громад, а не только оказывать разовые услуги или помощь.