В последние дни Украина, возможно, начала, а возможно и не начала переносить войну с россиянами на территорию РФ. Предположим, что Киев действительно это сделал или планирует нечто подобное. Была бы это хорошая идея?
На этой неделе военизированные формирования перешли из Украины в Россию и наделали немало шума, хотя пока все прекратилось. Россияне по своей привычке немедленно обвинили во вторжении «украинских террористов» и «фашистов». Такие заявления можно игнорировать, как и все, что произносится из специализирующегося на лжи Кремля, - пишет в статье для Bloomberg бывший главный редактор Handelsblatt Global Андреас Клутх.
Он добавляет, что группы, берущие на себя ответственность за атаки, состоят из россиян, дезертировавших из армии Владимира Путина и теперь воюющих против него на стороне Украины. Одна из этих групп называет себя «Легион Свобода России». Другая – «Русский добровольческий корпус».
Об этих российских антипутинских военизированных формированиях известно немного. В частности, никто не знает, получают ли они приказы из Киева или действуют автономно. Но, похоже, они, по крайней мере, слабо связаны с украинским «Иностранным легионом», который состоит из иностранных добровольцев. Это формирование порой сравнивают с «интернациональными бригадами», воевавшими во время Гражданской войны в Испании против националистов генерала Франсиско Франко.
Киев, со своей стороны, отрицает свою причастность к атакам на территории России. Вполне возможно, он говорит правду.
«Но давайте отложим это в сторону и зададим более важный вопрос: имеет ли стратегический смысл нападение на саму Россию? И здесь я имею в виду нечто большее, чем просто схватки. Некоторые из величайших военных умов в истории выигрывали оборонные войны именно таким образом. Идея состоит в том, чтобы угрожать домашней базе захватчика, заставляя его отступить, полностью или частично, от начальной линии фронта для защиты тыла», – объясняет автор.
В большом масштабе это сделал римский полководец Сципион Африканский между 210 и 202 годами до нашей эры. К тому времени Ганнибал – самый страшный враг, с которым когда-либо сталкивались римляне – уже восемь лет терроризировал Италию своими карфагенскими войсками. Сципион повел римскую армию в Иберию, чтобы захватить местные базы Ганнибала. Несколько лет спустя Сципион пересек северную Африку, чтобы угрожать самому Карфагену. Только тогда Ганнибал покинул Италию, чтобы защитить свою родину. Сципион победил его, и Рим выиграл войну.
«Так же Украина может открыть новые фронты внутри России. Тогда Путину пришлось бы вывести часть своих захватнических сил из Украины и отправить в Россию. Это ослабило бы российские позиции в Украине и помогло бы украинцам отвоевать свои территории. Путин также начал бы казаться слабым в собственной стране и стал бы уязвимым – политически или физически – к переворотам», – говорится в статье.
Однако автор замечает, что Украина – не Древний Рим, а Россия – не Карфаген, и Путин, безусловно, не Ганнибал, который был одним из величайших военных гениев в истории, несмотря на его окончательное поражение. Стратегическая ситуация совсем другая.
Первое отличие состоит в том, что Путин, в отличие от Ганнибала, имеет ядерное оружие и неоднократно угрожал применить его, если его загонят в тупик. В настоящее время мир, включая его союзника Китая, убедил его, что ядерную эскалацию допускать нельзя. Но российская доктрина предполагает использование ядерного оружия, когда под угрозой окажется само российское государство. Поскольку Путин нераздельно связывает государство и себя, он может решить, что ему больше нечего терять.
Другое отличие состоит в том, что Украина, хотя сейчас и имеет самую закаленную в боях армию в мире, полагается на постоянную поддержку Запада. Она защищает свое небо американскими системами ПВО, переходит в контрнаступление с помощью немецких боевых танков и, возможно, скоро еще будет доминировать в небе с помощью истребителей F-16.
«Но вся эта помощь до сих пор основывалась на утверждении, что Украина защищает только собственную территорию. Наибольший страх на Западе заключается в том, что НАТО могут втягнуть в войну с Россией, которая может перерасти в Третью мировую. Некоторые западные страны - возможно даже США после выборов 2024 года - могут прекратить поддерживать Украину, если она перейдет к наступательным атакам. Так называемый Глобальный Юг, который и так находится в состоянии ожидания, вероятно, окончательно выступит против Киева», – пишет Клутх.
Поэтому более изощренной версией «стратегии Сципиона» было бы украинское наступление на Крым. Этот полуостров – законная украинская территория, несмотря на то, что Путин «анексировал» его в 2014 году. Психологически Путин и россияне считают Крым частью своей страны, но мир так не считает. Так что такое украинское наступление будет справедливым.
Возвращение Крыма будет стоить много украинской крови. У Киева нет ракет дальнего радиуса действия, военно-воздушных сил или десантных войск, чтобы обойти российские войска в двух других частично оккупированных украинских областях - Херсонской и Запорожской. Поэтому ему придется пройти через эти области, пересечь Днепр и фронтально атаковать хорошо окопавшихся россиян.
Лучшим подходом могло бы быть просто отрезать Крым от российских линий снабжения. Для этого украинцы могли бы использовать свои новые западные танки и другое вооружение, чтобы пробиться через Запорожье к Азовскому морю, разорвав «сухопутное соединение», которое россияне построили для себя между Донбассом и Крымом.
«Если повезет, Путин решит, что с него хватит, и неохотно вступит в мирные переговоры, выставив свою «специальную военную операцию» как успех с помощью максимально принудительной пропаганды. В противоположность этому, если бы Путин испытал военное давление в самой России, он не смог бы притворяться, что что-то выиграл. Ему пришлось бы усилить свои утверждения о том, что он защищает Россию от внешних врагов», – считает автор.
Поэтому Украина не должна нападать на саму Россию или поощрять марионеток, таких как российские антипутинские военизированные формирования, делать это за нее. Киеву лучше и дальше убеждать мир в том, что он защищает свою страну. Стратегия должна состоять в том, чтобы завоевать глобальную поддержку, а затем отвоевать как можно большую часть Украины.