UA / RU
Поддержать ZN.ua

Bloomberg: Мятеж Вагнера предвещает поражение России

Пригожин, скорее всего, проиграет, но его выходка - явный признак того, что Россия не побеждает в Украине.

Мятеж частной военной компаніі "Вагнер" - не сюрприз после нескольких месяцев оскорблений, направленных на военных лидеров в Москве. Однако в разгар украинского контрнаступления это явное повторение "Марша на Рим" Бенито Муссолини 1922 года может предвещать поражение России в войне с Украиной, пишет Bloomberg.

В пятницу утром Пригожин опубликовал в Telegram видео, в котором утверждал, что вторжение в Украину было начато не более чем ради тщеславия министра обороны Сергея Шойгу и бизнес-интересов коррумпированной олигархии. Он утверждает, что российская армия отступает и теряет в 10 раз больше солдат, чем она потеряла бы при лучшем военном руководстве. За такие слова, "дискредитирующие армию", в России предусмотрено 15 лет заключения: российские диссиденты годами сидят по тюрьмам за менее дерзкие высказывания.

Несколько часов спустя Пригожин обвинил Шойгу и начальника Генерального штаба Валерия Герасимова в том, что они отдали приказ нанести ракетный удар по лагерям "Вагнера" глубоко за российскими линиями. В ответ на данную провокацию ночью войска Пригожина захватили контроль над военными и административными зданиями в Ростове. Там Пригожин встретился с двумя высшими российскими генералами и потребовал выдать ему Шойгу и Герасимова, угрожая в противном случае пойти на Москву. "Приходите и забирайте их", - со смехом ответил генерал-лейтенант Владимир Алексеев, заместитель начальника военной разведки России.

Читайте также: Россия ввела ответные санкции против ЕС

Так колонна Вагнера двинулась на Воронеж, ее грузовики смешались с гражданскими машинами на шоссе, чтобы затруднить атаку с воздуха. Пригожин утверждал, что его силы насчитывают 25 тысяч бойцов, хотя реальное число, скорее всего, менее 10 тысяч. "Вагнер" был ослаблен, в частности, 220-дневными боями за Бахмут. Тем не менее, закаленные в боях наемники не встретили никакого сопротивления, продвигаясь через российскую глубинку.

Утром 24 июня Владимир Путин выступил с жесткой пятиминутной речью, обвинив "Вагнер" в измене. Он сказал, что за ночь переговорил с военными командирами и отдал приказ прекратить мятеж.

Многомесячная вражда переросла в действия - пусть и саморазрушительные - после того, как "Вагнер" оккупировал города Соледар и Бахмут на востоке Украины, единственные успехи зимнего наступления российских войск в Украине. Когда "Вагнер" отступил, чтобы зализать раны, Шойгу воспользовался случаем и потребовал, чтобы все наемные войска подписали контракты с его министерством. Пригожин отказался и был отодвинут в сторону, а государственное снабжение "Вагнера" снарядами прекратилось. Регулярные части отбивали украинское контрнаступление без помощи "Вагнера" и до сих пор не потерпели серьезных поражений. Без активной роли в конфликте частная армия Пригожина становилась дорогой в содержании и бесполезной в качестве источника денег - это её основная функция для Пригожина, который основал ЧВК для борьбы за концессии на ресурсы в Африке и на Ближнем Востоке. Не желая уходить в тень, ресторатор, ставший полевым командиром, пошел на всё. 

Читайте также: Выборы могут спасти Трампа от тюрьмы – Politico

Авторитет Путина был подорван халтурным проведением вторжения в Украину, но он не Луиджи Факта, итальянский премьер-министр, который не смог противостоять Муссолини в захвате власти, и не король Виктор Эммануил III, который позволил фашистскому лидеру захватить власть. За последнее десятилетие Пригожин установил прочные связи в военном истеблишменте, но они вряд ли достаточно глубоки, чтобы его попытка переворота увенчалась успехом. Двое из его бывших военных союзников, генерал армии Сергей Суровикин и Алексеев, записали видеоролики, осуждающие мятеж и призывающие бойцов "Вагнера" к отступлению. Силовые структуры, такие как "всесильная" ФСБ, враждебно отнеслись к Пригожину, бывшему заключенному без военного или силового образования. Поздно в пятницу ФСБ возбудила против него уголовное дело, а Генеральная прокуратура начала официальное расследование.

Популистская риторика "марша за справедливость" для "спасения России", которую Пригожин обрушил на подписчиков своей сети Telegram-каналов, напоминает призывы Муссолини к ветеранам Первой мировой войны в Италии: те, кто был в окопах, говорил он им, заслужили право возглавить Италию, заменив коррумпированную элиту. Но поддержка народом вождя Вагнера в России сомнительна. Российские ультранационалисты презирают его, не в последнюю очередь потому, что он еврей; они прозвали его поваром из-за его ресторанного бизнеса. Нет никаких признаков того, что он может быть популярен среди простых россиян - его репутация скорее эксцентричного болтуна или криминального авантюриста, чем героя; с резким голосом и своеобразным кровожадным чувством юмора он далек от того оратора, каким был Муссолини.

Другими словами, у Пригожина не так много причин рассчитывать на триумф, подобный триумфу Муссолини, хотя опытную боевую силу, способную на внушающее страх поведение в городах, нельзя игнорировать. Вопрос теперь в том, как Путин может нейтрализовать эту угрозу и утвердить свою власть, не ставя под угрозу военные действия в Украине. 

Читайте также: Австралия ввела санкции против нескольких причастных к сбитию рейса MH17

Шаг Пригожина уже вызвал большой праздничный ажиотаж в Украине, и даже некоторые российские либеральные оппозиционеры, в частности изгнанный миллиардер Михаил Ходорковский, болеют за него, не потому что они его поклонники, а потому что у них есть общий враг. В конце концов, именно Путин позволил наемной армии Пригожина процветать и вести важные бои в Украине. Ее подавление - это, по меньшей мере, большая потеря. Это также проверка на лояльность для военных командиров и силовиков, уже деморализованных отсутствием успеха в Украине. Путин, должно быть, задается вопросом, можно ли найти в его аппарате безопасности решительную твердость, необходимую для подавления попытки переворота - и если она не проявится в ближайшее время, украинские войска будут атаковать с большей энергией.

Может быть, показательным признаком является то, что в своей речи Путин не только не назвал имя Пригожина - он также не упомянул Шойгу и Герасимова, заклятых врагов мятежного военачальника. Хотя Путин не может не заступиться за них просто потому, что они представляют государство, он вряд ли может быть доволен тем, что они позволили своему конфликту с Пригожиным разрастись до такой степени, что поставили под угрозу сам его режим. Высказывания Пригожина в их адрес ориентированы и на многих российских солдат, которые знают, что ими неэффективно командуют и неэффективно снабжают. Путин, должно быть, задается вопросом, являются ли такие настроения достаточно распространенными и сильными, чтобы заставить войска развернуться и уйти домой, как это сделали российские солдаты в конце Первой мировой войны.

Пригожин, скорее всего, проиграет, но его выходка - явный признак того, что Россия не побеждает в Украине. На самом деле, полномасштабное вторжение все больше и больше похоже на такую же авантюру, как и этот отчаянный "марш справедливости".