С приходом зимы украинские чиновники подводят итоги контрнаступления 2023 года и пытаются предсказать следующий этап войны с Россией. В Вашингтоне, несмотря на крепкий двухпартийный консенсус в пользу продления военной поддержки Украины, Палата представителей до сих пор не проголосовала за новый пакет помощи после ряда задержек.
Atlantic Council опросил своих экспертов, чтобы проанализировать последние события и определить, какое влияние они могут оказать на войну в 2024 году.
Поскольку боевые действия в Украине продолжатся и в зимние месяцы без признаков прорыва на линии фронта, некоторые эксперты утверждают, что война зашла в тупик. Однако изменение линии фронта – это лишь один из показателей успеха на поле боя. По оценке бывшего Верховного главнокомандующего Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генерала в отставке Уэсли Кларка, «поле боя не в патовой ситуации. Поле боя динамичное».
Одним из театров, где этот динамизм был наглядно продемонстрирован, стало Черное море. Бывший заместитель министра обороны Украины Алина Фролова напомнила, как Украина полностью разрушила российскую блокаду в акватории, открыв морские коридоры, через которые украинское зерно теперь может попасть на мировые рынки. Она также отметила, что возможности России запускать баллистические ракеты в море теперь сильно ограничены. И это важно, учитывая, что зимой Москва снова будет обстреливать украинскую энергетическую систему.
Бывший посол США в Украине Джон Хербст указал на недостатки в военной помощи, предоставляемой Киеву.
«Украинцы не были вооружены США и их союзниками таким образом, чтобы большой успех в контрнаступлении был возможен», – считает он.
Это главная причина того, что победы Украины на море не были дополнены столь же радикальными изменениями на суше.
«Безусловно, в целом политика администрации Байдена была адекватной, но недостаточной, чтобы гарантировать победу Украины на поле боя», - прокомментировал экс-посол США.
Задержки в поставках некоторых ключевых видов современного вооружения, таких как танки и ракеты дальнего радиуса действия, подняли более широкие вопросы политики Запада в войне. Народный депутат Украины Александра Устинова сказала, что пока Запад затягивал решения и оказание военной помощи, «россияне использовали это время, чтобы заминировать все оккупированные территории».
Многие комментаторы считают, что прогресс в оборонных технологиях в конечном счете станет решающим в нынешней войне. Генерал Уэсли Кларк подчеркнул, что Украина и ее партнеры находятся «в состоянии очень быстрой технологической гонки, которая влияет на каждую армию в мире». Технологии меняют то, как страны ведут войну, и самым большим полигоном для испытания этих новых стратегий, тактик и систем стала Украина. В вопросе будущего помощи Фролова отметила, что партнерам Украины, возможно, придется пересмотреть текущую политику военной поддержки в соответствии с меняющимися потребностями украинской армии и более широкого технологического развития на поле боя.
Одним из приоритетов будет локализация производства западных вооружений в Украине, чтобы украинская промышленность и западные компании могли работать вместе над созданием, разработкой и обслуживанием необходимого оружия. Обладая высокообразованной и квалифицированной рабочей силой, Украина может играть большую роль в производстве и обслуживании западного вооружения. Многие оборонные компании на Западе понимают эти возможности, а некоторые даже уже начали инвестировать в Украину. К примеру, немецкая компания Rheinmetall запустила совместное предприятие на украинской территории.
Впрочем, по словам Устиновой, американские производители оружия сталкиваются со значительными ограничениями. При большей гибкости в инвестировании западные оборонные компании могут сделать Украину неотъемлемой частью своих цепей поставок.
В сочетании с конкретными политическими изменениями дальнейшая помощь со стороны США и их союзников имеет решающее значение. В Вашингтоне прогресс в вопросе помощи приостановился из-за задержек в Конгрессе. В октябре 2023 года президент США Джо Байден предложил пакет, который бы объединил помощь Израилю и Украине, а также предоставил дополнительное финансирование для защиты границ США. Несмотря на двухпартийную поддержку Украины в Конгрессе и публичные обязательства руководства Конгресса провести голосование по поводу помощи, Хербст отметил, что «очень небольшая группа в Палате представителей» сделала американскую помощь своим заложником.
Генерал Кларк выразил обеспокоенность потоком помощи Украине со стороны США как в виде финансовой поддержки, так и в виде военной техники. Он подчеркнул, что оба компонента жизненно важны для поддержания способности Украины противостоять российской агрессии. Эта помощь – это инвестиция не только в безопасность Украины, но и в безопасность США и их партнеров, – отметил он. Хербст напомнил, что если Путину удастся покорить Украину, Россия придет за странами НАТО.
Несмотря на политические препятствия, Хербст подчеркнул, что американская общественная поддержка Украины остается сильной. Однако нынешняя задержка в Конгрессе не только угрожает способности Украины защитить себя и достичь прогресса на поле боя, но и подвергает сомнению обязательства США во всем мире. Устинова отметила, что «Китай, Иран и другие автократии наблюдают» за промедлением в Вашингтоне, что лишь подбадривает авторитарных лидеров.
Как будет развиваться российско-украинская война в 2024 году? Генерал Кларк отметил, что решающий момент в этой войне может наступить «в любой момент, либо из-за краха руководства, либо из-за нехватки логистической поддержки, либо из-за технологического прорыва, либо из-за отсутствия политической воли». Усиливая свою поддержку Украины в этот критический переломный момент, западные лидеры могут помочь гарантировать, что, когда этот прорыв наступит, он будет в пользу Киева.