Для друзей демократии и свободы минувшая неделя принесла удручающую двойную картину на разделенном пополам экране. В четверг в Москве Владимир Путин выступал перед подконтрольными ему СМИ, предсказывая, что его вторжение в Украину закончится победой России и что западные страны, вдохновленные сопротивлением украинского народа, потеряют интерес к войне.
«Они получают все на халяву. Но эта халява может когда-то закончиться, и, похоже, она уже начинает заканчиваться», – сказал Путин о военной помощи Украине со стороны Запада.
В Вашингтоне республиканцы в Конгрессе под давлением бывшего президента Дональда Трампа, похоже, были готовы доказать правоту российского диктатора. Украинцы все еще воюют и погибают, но в Палате представителей, возглавляемой республиканцами, не было ощущения неотложности, - пишет в статье для Washington Post профессор Школы государственной политики МакКурта в Джорджтаунском университете и старший научный сотрудник Института Брукингса Юджин Дионн.
В то время как лидер сенатского большинства Чарльз Шумер удерживал своих коллег в Вашингтоне, поскольку участники переговоров продолжали искать двухпартийный компромисс по помощи Украине, спикер Палаты представителей республиканец Майк Джонсон отправил законодателей домой и пренебрежительно отнесся к усилиям Сената.
«Палата представителей не будет ждать, чтобы обсудить поспешный продукт», – сказал он.
«Поспешный продукт? Нет, господин спикер, речь идет не о каком-то наскоро сделанном предмете мебели. Речь идет о борьбе за свободу народа. На первый взгляд, борьба за помощь Украине может показаться типичным вашингтонским спором, где одна сторона хочет одного, а другая – другого», – пишет Дионн.
Президент Байден и демократы в большинстве своем поддерживают помощь Украине, в то время как республиканцы заявляют, что не отдадут свои голоса без серьезных уступок со стороны демократов, которые бы радикально ограничили иммиграцию. Республиканцы прибегают к тактике, держа в заложниках помощь Украине, чтобы противостоять желаемым изменениям в иммиграционной политике. В обычном вопросе она может показаться разумной. Демократы разделились во мнениях относительно того, насколько далеко они должны зайти, идя на уступки в вопросах пограничной политики. Многие в партии опасаются, что республиканцы не удовлетворятся ничем иным, как повторением жестоких подходов Трампа. Но даже тогда они могут отказаться от действий, чтобы помочь Украине.
Автор отмечает, что политика раскола выполняет именно ту работу, на которую надеялась Республиканская партия, поощряя демократов враждовать друг с другом еще до того, как будет заключено любое соглашение. Конгрессмен Прамилла Джаяпал предостерегла, что республиканцы хотят «разрушить систему предоставления убежища», и призвала свою партию «твердо стоять на своем и сказать «нет»». С другой стороны, сенатор Джон Феттерман настаивал на том, что «забота о границе – это не ксенофобия», добавив, что «это разумный разговор и демократы должны к нему присоединиться».
«Но обратите внимание, что мелочная политика раскола демократов и эскалации требований по иммиграции перекладывает ответственность на Джонсона и протрамповских республиканцев в Палате представителей. Как сказал мне один из ведущих помощников демократов в Сенате, многие республиканцы в Палате представителей не хотят заключать любые соглашения», – пишет Дионн.
Трамписты в Палате представителей также переложили бремя заключения соглашения на президента Байдена, которого республиканцы с удовольствием обвиняют в плохом ведении переговоров, а также на проукраинских республиканцев в Сенате. Последним нужно придерживаться жесткой позиции по иммиграции, чтобы отразить атаки со стороны лояльных к Трампу сторонников, доминирующих в республиканской базе, прежде чем они достигнут какой-либо договоренности с демократами и президентом.
Брошенный на произвол судьбы лидер сенатского меньшинства республиканец Митч Макконнелл - один из самых ярых сторонников Украины - почти наверняка нашел бы способ добиться выделения срочного финансирования. Но его власть слабеет, и его потенциальные преемники, такие как сенаторы Джон Корнин и Джон Макконнелл, не могут найти пути для выделения средств. Джон Корнин и Джон Тьюн должны вести осторожную игру. Оба они также поддерживают помощь Украине, но не хотят слишком отходить от линии, которая все больше расходится с позицией консерваторов.
«Таким образом, разногласия между демократами по иммиграции и позиция Байдена на переговорах – это не главные причины того, почему так трудно достичь согласия по Украине. В основе трудностей лежат глубокие разногласия среди республиканцев, изменчивый баланс сил в их партии и способность Трампа подчинять ее политиков своей воле», – объясняет автор.
Лучший результат для Трампа – бросить Украину под поезд, а Байдена обвинить в том, что он не решил вопрос границы. Хотя Джонсон сказал некоторые правильные вещи о Путине, он, похоже, полностью поддерживает позицию Трампа. Он мог бы доказать противоположное, но неопределенность по его намерениям служит целям Трампа, усиливая нежелание Республиканской партии в Сенате идти на любой компромисс. Многие республиканцы в верхней палате Конгресса не захотят сталкиваться с критикой трампистов за поддержку того, что окажется однопартийным законопроектом.
Что можно сделать, чтобы разрушить самоуверенность Путина? Сенату нужно соглашение. Байден и демократы уже продемонстрировали готовность существенно уступить в вопросе иммиграции, что может служить электоральным интересам их партий в следующем году. Будет нужно мужество, но проукраинские республиканцы в Сенате должны быть готовы сказать договоренностям «да» и не выдвигать экстремальные требования, на которые, как они знают, Байден не сможет согласиться.
Прежде всего, к Джонсону больше нельзя относиться как к стороннему наблюдателю, ожидающему «продукт». Как сказал Рональд Рейган в любимой для консерваторов фразе, пришло время выбора. Джонсон может избрать Путина или демократию. Хотелось бы иметь больше уверенности в том, что он станет на верную сторону.