Резкое изменение внешнеполитических приоритетов Вашингтона на этой неделе, предусматривающее сближение США с Россией и Китаем на фоне удаления от европейских союзников, открывает новые возможности для Пекина. В то же время, такой курс создает риски для китайского руководства.
Об этом сообщает Financial Times.
Одним из ключевых свидетельств изменений стала поддержка Россией и Китаем резолюции США в Совете Безопасности ООН, которая призвала к "скорому прекращению" войны в Украине, однако не возлагала вину за нападение на Москву. Франция и Великобритания воздержались во время голосования, после попыток отложить его.
Эксперты отмечают, что подход все больше напоминающей трансакционную дипломатию администрации США может свидетельствовать о готовности Вашингтона к переговорам с Пекином по торговым ограничениям, экспортному контролю и даже политике по Тайваню. Однако в Китае есть опасения, что эти шаги являются частью попытки разорвать стратегический союз Пекина и Москвы.
Китай и "реверс Никсона"
Некоторые китайские аналитики рассматривают действия Вашингтона как потенциальную попытку реализовать "реверс Никсона" – аналогию к политике президента Ричарда Никсона в 1970-х годах, когда США нормализовали отношения с Китаем, чтобы ослабить позиции СССР. В этот раз, по их мнению, Вашингтон может стремиться изолировать Пекин, улучшая отношения с Кремлем.
"Мы входим в новый мир. С Трампом 2.0 этот либеральный международный порядок рушится", – отметил Ван Донг, исполнительный директор Института глобального сотрудничества Пекинского университета.
Пекин уже долго продвигает идею об ослаблении влияния Запада и формировании многополярного мира. В то же время, в китайских медиа раздаются оценки, что попытки США достичь завершения войны в Украине без непосредственного участия Киева демонстрируют слабость Запада и могут укрепить позиции России.
Последствия для России
Для Кремля потенциальное сближение с Вашингтоном могло означать уменьшение экономической зависимости от Китая. После введения санкций Россия была вынуждена переориентировать свою торговлю на китайский рынок и в 2023 году объем товарооборота между странами достиг рекордных 245 миллиардов долларов. Однако это все еще меньше, чем товарооборот между Россией и ЕС до 2022 года.
Аналитики отмечают, что Москва заинтересована в диверсификации экономических связей, однако маловероятно, что Кремль сменит стратегический курс на укрепление партнерства с Пекином.
"Путин и Си поддерживают постоянный контакт. Они рассматривают друг друга как ключевых союзников", – отмечает Томас Грэм, бывший советник Белого дома по России. По его мнению, Москва не откажется от стратегического партнерства с КНР, даже ради более выгодного соглашения с Вашингтоном.
Во время последнего телефонного разговора Си Цзиньпин подчеркнул "крепкую дружбу" между Китаем и Россией, что, по мнению аналитиков, свидетельствует о желании Пекина сохранить баланс в отношениях с Москвой.
Европа, Тайвань и последствия для мирового порядка
Изменения во внешней политике США вызывают беспокойство и в Европе. Некоторые китайские стратеги полагают, что конфликт между Вашингтоном и европейскими столицами создает возможности для Пекина расширить свое влияние на континенте.
"Трамп демонстрирует неуважение к Украине и Европе, что может усилить стремление Китая улучшить отношения с европейскими государствами", – отмечает Ван Вэнь, профессор Ренминского университета.
В то же время, аналитики обращают внимание на возможные последствия для Тайваня. Отход Вашингтона от традиционной поддержки союзников может быть воспринят в Пекине как сигнал к более активным действиям в отношении острова. Некоторые эксперты предполагают, что Си Цзиньпин может стремиться заключить отдельное соглашение с администрацией Трампа по Тайваню, используя украинский прецедент в качестве модели переговоров.
"Си с радостью примет любые уступки, которые США могут предложить в отношении Тайваня, но его основное внимание будет сосредоточено на экономических аспектах двусторонних отношений", – считает Нил Томас, аналитик Института политики Азиатского общества.
На фоне этих геополитических изменений Пекин может попытаться активизировать дипломатические контакты с Вашингтоном. Некоторые аналитики даже предполагают, что Китай опередит Россию в установлении прямых контактов с потенциальной администрацией Трампа, предложив переговоры по тарифам, торговле и другим вопросам, важным для обеих сторон.
Пекин и Вашингтон – союзники или соперники в мирном урегулировании войны России против Украины? Готов ли Китай стать подлинным миротворцем и помочь завершить войну?
Роль Пекина в этом сложном процессе значительно шире простых призывов к мирным переговорам. Как Трамп может использовать этот шанс для достижения компромисса и что действительно стоит за китайской дипломатией?
Обо всем этом в статье "Поможет ли Китай Трампу завершить российско-украинскую войну?" рассуждает ассоциированная старшая аналитика Центра "Новая Европа" Наталья Бутырская.
