Трещина в связях между США и Европой — отношениях, которые определяли мировую политику со времен Второй мировой войны, была четко выражена в обновленной Стратегии национальной безопасности Вашингтона, в которой Штаты раскритиковали Европу, пишет Bloomberg.
Новая Стратегия национальной безопасности США, опубликованная администрацией американского президента Дональда Трампа и лично подписанная главой Белого дома, значительно отклоняется от глобальной повестки середины 20 века, предупреждая, что европейский континент сталкивается с "цивилизационным уничтожением" из-за десятилетий экономического спада, а также политических и культурных провалов.
"Дни, когда Соединенные Штаты поддерживали весь мировой порядок, как Атлант, прошли", — говорится в документе.
Эта стратегия, по сути, кодифицирует то, что было очевидным в течение месяцев с момента возвращения Трампа в Белый дом: США сосредоточили внимание на собственном "заднем дворе" и видят расхождение между доктриной Трампа "Америка прежде всего" и европейскими странами, входящими в НАТО.
Стратегия Трампа почти не упоминает войну РФ против Украины до конца и повторяет знакомое оправдание вторжения российского диктатора Владимира Путина, утверждая, что США должны сосредоточиться на "завершении представления о НАТО как постоянно расширяющемся союзе". Что касается Китая, то документ главным образом призывает союзников США в Азии тратить больше на оборону, в частности для помощи в защите Тайваня.
Стратегия — типичный "мягкий" документ, не имеющий юридического веса, не содержащий новых политических директив, но воплощающий официальную политическую риторику нынешней администрации США — часто шокирующий, "неортодоксальный" и экономически деструктивный подход к мировым делам, включающий тарифы, размышления о вторжении в Канаду, тирады против Украины и постоянные контакты с Пекином и Москвой.
В документе не используется жесткая лексика, которую Трамп применял в этом году в ООН, когда предупредил, что некоторые "страны идут в ад", но суть сообщения остается такой же. Стратегия также отмечает коммерческую дипломатию и внешнюю политику, способствующие оживлению экономики США, которую документ называет "основой глобального положения и необходимым фундаментом вооруженных сил" Америки.
Предыдущие версии стратегии во времена бывшего президента США Джо Байдена и первого срока Трампа сосредотачивались на угрозе со стороны Китая и других противников и сотрудничества с союзниками, а не на критике Европы.
В этой стратегии не упоминается страна-изгой Северная Корея. Не упоминается и Венесуэла, которой США активно угрожали наземными ударами. В то же время риторика в отношении традиционных геополитических соперников — России и Китая, очень сдержанная, особенно по сравнению со стратегией безопасности 2017 года во время первого срока Трампа, в которой отмечалось, что эти две страны "хотят сформировать мир, противоположный ценностям и интересам США".
На этот раз документ обвиняет американские "элиты" в провальной политике в отношении Китая, утверждая, что эта страна "стала богатой и могущественной, и использовала свое богатство и власть для получения значительного преимущества". Документ подкрепляет обещание Трампа "восстановить равновесие" в экономических отношениях с Китаем путем сотрудничества с союзниками.
В стратегии упоминаются китайские, в частности, государственные компании, которые преуспели в построении физической и цифровой инфраструктуры, а также признается, что Америка и ее союзники еще не сформулировали, а тем более не реализовали общий план для так называемого Глобального Юга.
В документе указано, что сдерживание китайского вторжения на Тайвань остается приоритетом, но американские вооруженные силы "не могут и не должны делать это самостоятельно", подчеркивая, что страны региона должны увеличить расходы на оборону и предоставить армии США больший доступ к портам и другим объектам.
Хотя в документе лишь кратко упоминается вторжение России в Украину, в стратегии подчеркивается, что усилия США по прекращению войны направлены на стабилизацию европейских экономик, предотвращение эскалации и восстановление "стратегической стабильности" с Россией — цель, которая отражается в попытках администрации Трампа включить экономическое сотрудничество между Вашингтоном и Москвой в мирный процесс.
Стратегия не возлагает вину за вторжение на Москву, а использует войну РФ против Украины для дальнейшей критики Европы и выражения разочарования неспособностью Трампа положить конец войне.
"Это возлагает бремя ответственности на Европу, поскольку она является нашим ближайшим союзником и партнером, и именно она, как никто другой, может что-то сделать, поскольку Европа является богатой и способной", — говорит старший научный сотрудник Центра восстановления Америки Сумантра Майтра.
Европейские лидеры пытаются сформулировать согласованный ответ с февраля, когда вице-президент США Джей Ди Вэнс выступил с критикой в адрес ЕС.
Документ также содержит намек на позиционирование Трампа как "президента мира", а также новый акцент на том, как основанная на бизнесе дипломатия может помочь решить конфликты. В разделе, посвященном Африке, стратегия пропагандирует коммерческое сотрудничество в регионах, где царят напряженные отношения.
Ранее сообщалось, что США хотят, чтобы Европа к 2027 году взяла на себя большую часть конвенционных оборонных возможностей НАТО, от разведки до ракет. Этот жесткий срок некоторые европейские чиновники считают нереалистичным. Перенос такого бремени с США на европейские страны Альянса кардинально изменит способ сотрудничества Вашингтона с его важнейшими военными партнерами.
По данным Reuters, американские чиновники предупредили своих европейских коллег: если Европа не сможет соблюсти срок 2027 года, Штаты могут прекратить участие в некоторых механизмах координации обороны НАТО.
