UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Да", которое может стать самым весомым решением войны: как Байдена уговорили дать разрешение на удары по РФ из американского оружия

Издание Politico о том, как принималось решение относительно частичного снятия ограничений на удары по территории РФ.

В начале мая, когда российская артиллерия начала накапливаться на севере Харьковской области, украинский президент Владимир Зеленский сделал то, что делал много раз до сих пор: попросил президента Джо Байдена изменить свое мнение по поводу того, как далеко он может зайти, чтобы помочь Киеву.

Не единожды после вторжения России в 2022 году Зеленский и другие успешно заставляли Байдена перейти от "нет" к "да", в вопросах касавшихся отправки ракет, танков или истребителей.

Но этот последний запрос был, вероятно, еще более смелым: более двух лет Вашингтон предостерегал Украину от использования предоставленного США оружия для поражения целей в России, поскольку это может вызвать эскалацию напряженности между двумя сверхдержавами.

Тем не менее, на этой неделе Зеленский в конце концов добился успеха благодаря коалиции законодателей и высокопоставленных чиновников в Вашингтоне и Киеве, использовавших отчаянную ситуацию в Харькове, чтобы заставить Байдена отменить свои ограничения.

Издание Politico пообщалось с 18 высокопоставленными чиновниками и законодателями США, Украины и Европы, большинство из которых на условиях анонимности согласились рассказать о конфиденциальных дипломатических разговорах, заставивших советника по национальной безопасности Джейка Салливана и президента США Джо Байдена согласиться на то, что может стать важнейшим  «да» войны.

Наступление России на Харьков

Захват Харькова является  для России большой возможностью для нанесения значительных ударов по позициям Украины на земле и перспективам для захвата других важных территорий на востоке Украины. Это также подорвало бы ставку Байдена на Киев, который он поддержал оружием и другой помощью на миллиарды долларов.

Еще до начала наступления на Харьков официальные лица Пентагона и Европейского командования США в Рамштайне были обеспокоены позицией Украины на поле боя. Министерство обороны США не могло передать крайне необходимое оружие Киеву с декабря: с тех пор, как у него закончились средства для пополнения собственных запасов, а Конгресс месяцами медлил с принятием нового финансирования. В результате у украинских военных на передовой быстро заканчивались боеприпасы и противовоздушная оборона.

Министр обороны Ллойд Остин и его команда с тревогой наблюдали за тем, как российские войска начали продвигаться на поле боя и в середине апреля начали скапливаться на российской стороне границы вблизи Харькова. Остин и его команда опасались, что Москва может захватить город.

Как рассказал источник в Минобороны, глава Пентагона начал обсуждать со своей командой военную целесообразность предоставления украинцам разрешения атаковать российские объекты через границу, чтобы защищаться от атак Москвы в Харьковской области.

В то время как в Вашингтоне рос консенсус по поводу того, что Украине необходимо разрешить бить вглубь  России, один из самых преданных адвокатов администрации Киева в войне с Москвой приехал в Украину.

В марте Майкл Карпентер, бывший представитель США в Организации по сотрудничеству в сфере безопасности в Европе со штаб квартирой в Вене, начал работу в Совете национальной безопасности в качестве директора по Европе в Совете национальной безопасности США. Его отношения с Киевом основываются, в частности, на его опыте встреч с людьми, выжившими во время резни в Буче 2022 года.

Он приехал в Киев на встречу с Зеленским и его помощниками 13 мая – через три дня после начала российского наступления на Харьков. Сообщения Киева были четкими: необходимо  немедленно снять ограничения на вооружение США. Более четырех тысяч человек эвакуировались из Харькова, однако несколько мирных жителей уже были убиты в боях — и число погибших росло.

Читайте также: Генсек НАТО о разрешении бить западным оружием по РФ: «Украина имеет право на самооборону»

Западная разведка подтвердила утверждение Киева о состоянии боевых действий на поле боя в Харькове. У России было безусловное преимущество. Ее самолеты могли наносить удары внутри Харькова, не покидая воздушного пространства России. А у Украины не было возможности перехватить бомбы, радиус действия которых составляет от 40 до 60 километров, не нарушив требований Вашингтона.

В тот же день, 13 мая, Салливан, Остин и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Си-Кью Браун встретились с Зеленским и его помощниками на защищенной видеоконференции. Киев официально обратился к Белому дому с просьбой снять ограничения на оружие для того, чтобы иметь возможность использовать его для ударов по российским позициям на границе. Они попросили ускорить поставку средств противотанковой и противовоздушной обороны, над чем Остин обязался работать.

Во время разговора Салливан, Остин и Браун согласились, что запрос Украины имеет смысл и решили официально порекомендовать Байдену, чтобы США сняли ограничения для этого конкретного случая.

Вопрос был только в том, согласится ли Байден.

Давление по всем фронтам

В тот же день в Вашингтоне коалиция украинских законодателей высадилась на переговоры на Капитолийском холме. Законодатели часто посещают США, чтобы попытаться убедить Конгресс и администрацию сделать больше для помощи Украине — предоставить больше оружия, больше обучения пилотов, больше денег.

США традиционно медленно принимают решение о том, какое оружие отправлять и при каких условиях позволять Киеву его использовать, а украинцы используют каждую поездку, чтобы продвигать одну большую просьбу. Это напоминало азартную игру: согласится ли администрация сегодня, через неделю или через месяц.

В этот раз они требовали три вещи: больше обучения украинских пилотов в США, системы противовоздушной обороны и снятие ограничений на нанесение ударов на территории России.

В серии разговоров как с демократами, так и с республиканцами украинцы рассказали Конгрессу о том, насколько уязвимы украинские военные в Харькове и сколько гражданских будут убиты, если Киев не сможет наносить удары внутри России через границу. Они утверждали, что опасения США относительно эскалации справедливы, но они не несораизмеримы с потенциальными потерями в случае, если Украина не сможет максимально быстро дать отпор с помощью оружия.

«США годами заявляли, что озабочены эскалацией. Мы начали думать, что это просто повод», – сказал один украинский законодатель.

На Капитолийском холме несколько законодателей встретились с украинцами, чтобы обсудить, как давить на Белый дом, чтобы тот изменил курс. Конгрессмены Джим Хаймс и Майк Тернер, главы Комитета Палаты представителей по разведке, и Герри Коннолли, 20 мая написали письмо с призывом к администрации поддержать запросы Киева.

Хаймс снова поговорил с Салливаном, призывая администрацию серьезно рассмотреть уже нанесенный Харькову ущерб и последствия открытия второго российского фронта в Украине.

«Белый дом всегда был слишком консервативным по отношению к типам боеприпасов. Но когда произошло российское наступление на Харьков, это действительно вывело вопрос на первый план. Россияне знали, что у украинцев связаны руки и они не могут достать артиллерию, которая сеет хаос в Харькове», - сказал он в интервью.

На момент завершения встречи с законодателями на Капитолийском холме Салливан завершал работу по рекомендации Байдена, которую он представил 15 мая. В ходе встречи в Овальном кабинете Салливан подчеркнул, что Украина должна иметь возможность использовать оружие США для отражения нападений России на Харьков, для чего нужно частично снять существующие ограничения.

Президент согласился и поручил Салливану и Пентагону начать работу над переменами.

В то же время госсекретарь Энтони Блинкен прибыл в Киев для очередного раунда дискуссий с украинскими официальными лицами.

В ходе пресс-конференции 15 мая в Киеве Блинкен подчеркнул, что Соединенные Штаты «в срочном порядке отправляют» оружие для помощи Украине. И хотя он сказал, что Вашингтон «не поощрял и не разрешал удары за пределами Украины», он также отметил, что «в конце концов, Украина должна сама принимать решения относительно того, как она собирается вести эту войну».

Хотя Байден уже поручил Салливану и Пентагону продолжить последний раунд внутреннего обсуждения этого решения, разговор с Блинкеном 17 мая еще больше убедил президента, что это правильный шаг.

Блинкен, много лет проведший рядом с Байденом, проинформировал президента о своем визите в Киев, заявив, что россияне пользуются запретом чтобы безнаказанно атаковать Харьков.

Решение

Пока США обдумывали и планировали, более десятка стран предоставили Украине подобные разрешения. Изоляция администрации Байдена усилилась после того, как президент Франции, генсек НАТО и главный дипломат Великобритании поддержали отмену ограничений.

20 мая в Пентагоне военные руководители со всего мира провели встречу контактной группы по обороне Украины. На встрече под руководством Остина и Брауна обговаривалось, позволять ли Украине использовать американское оружие для ударов через границу с Россией.

«США сосредоточены на поддержке ближнего боя в разных областях. И мы обращаем внимание на то, что происходит в Харькове и вокруг него», – сказал Браун журналистам после встречи, намекая на внутренние дискуссии.

Ранее на этой же неделе Салливан дал Пентагону окончательный зеленый свет для информирования Украины об официальном решении администрации. Украинским военным было отправлено секретное письмо, в котором было указано, какое оружие они могут применить в Харькове и при каких обстоятельствах.

Официальные лица в Вашингтоне и Киеве согласились не сообщать публично об этом решении, пока Украина планирует свое контрнаступление.

В среду Блинкен публично озвучил первый намек на уже принятое решение.

«Отличительная черта подхода администрации Байдена состоит в том, чтобы адаптироваться к тому, как изменяются условия, как меняется поле боя, как изменяются действия России. Мы также корректировали свои действия, корректируем и будем продолжать это делать», - сказал он во время визита в Молдову, страну, которая также находится под прицелом Кремля. На следующий день официальные лица США подтвердили изменение политики.

Сейчас встает вопрос, предоставит ли в конце концов администрация Байдена Украине больше свободы для использования американского оружия на территории России за пределами Харькова.

Двое близких к администрации Зеленского людей сообщили, что в Киеве существует определенное разочарование относительно того, насколько географически ограничено, в отличие от предоставленных другими странами разрешений, согласие США на использование Украиной американского оружия – только на территории Харьковщины. Однако это только начало.

В субботу Зеленский проводит встречу с Остином на полях саммита Шангри-Ла Диалог в Сингапуре, где этот вопрос будет одним из главных в повестке дня.

На пресс-конференции в Праге в пятницу Блинкен ответил на вопрос, как далеко команда Байдена может зайти в предоставлении свободы действий Украине. Он не исключил возможности расширения разрешения на нанесение ударов по целям в других местах России.

«В будущем мы будем продолжать делать то, что делали до сих пор, а именно, при необходимости, адаптировать и корректировать свою политику. И это, как я уже говорил, было отличительной чертой нашего взаимодействия; так будет и дальше», — повторил Блинкен.