Специальный представитель президента США Дональда Трампа Джон Коул сообщил, что президент Беларуси Александр Лукашенко пообещал остановить запуски метеозондов с территории своей страны в сторону Литвы.
"Он согласился сделать все возможное, чтобы остановить эти шары", — сказал Коул агентству Reuters в Вильнюсе после двухдневных переговоров с Лукашенко.
Воздушные шары, которые используют контрабандисты сигарет, на протяжении последних месяцев стали причиной более десятка временных закрытий аэропорта Вильнюса.
Литва обвинила Беларусь в осуществлении "гибридной атаки" путем содействия этой деятельности и объявила чрезвычайное положение в связи с ситуацией. Власти страны обратились в парламент с просьбой разрешить привлечение военных для поддержки полиции и пограничников в борьбе с контрабандистами.
Лукашенко во вторник заявил, что Литва преувеличивает масштабы проблемы.
"Я считаю, что президент Беларуси искренне пытается успокоить ситуацию. Думаю, это потребует определенного времени, но проблему можно решить. Он хочет нормальных отношений с соседями — по крайней мере он меня в этом заверил", — сказал Коул.
"Я знаю, что Литва сделала все возможное, чтобы остановить получателей этих сигарет или чего там еще. Поэтому, по моему мнению, обе стороны работают", — добавил он.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен 1 декабря заявила, что ситуация на границе ухудшается, и назвала запуски воздушных шаров "гибридной атакой" со стороны Беларуси, которая является "абсолютно неприемлемой".
После встречи с Коулом Лукашенко по просьбе США помиловал 123 гражданина разных стран, которых он удерживал в тюрьмах. США, в свою очередь, объявили, что отменяют санкции против белорусского калия.
Частичная отмена США санкций против Беларуси стала победой Лукашенко, но не победой белорусов. В тюрьмах остаются более тысячи политзаключенных, а Лукашенко по-прежнему опирается на репрессии и поддержку Москвы. Это потепление выглядит неустойчивым и может оказаться лишь дипломатической иллюзией. О том, "Зачем Трамп протянул руку Лукашенко" размышлял международный обозреватель Владимир Ким.
