UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Я Вакха видел средь далеких скал…"

Крымский пленэр дал возможность стать свидетелем таинства создания. Завораживающее ощущение охватывает все естество, когда видишь, как филигранно точные, словно у хирурга, оперирующего сердце, движения руки с кистью рождают произведение петриковской школы росписи.

Автор: Олег Смаль

Песня, коль написал ее

пьющий лишь воду, -

Да, Меценат, Кратин
когда-то так утверждал, -
не будет В утехе
от долголетья и славы…

Квинт Гораций Флакк.
"К Меценату"

Суетная круговерть жизни в мегаполисе не очень совместима с чтением античной классики. Но 18 дней пребывания в крае, где на правах автохтонного населения когда-то жили неистовые нимфы и козлоногие сатиры, вынудили взять в руки книгу Квинта Горация Флакка - того самого, творившего рядом не только с богами и мифическими существами, но также с Гаем Цильнием Меценатом. Да, с тем самым чудаком, помогавшим художникам и поэтам, не требуя ничего взамен, не отказывая и не ссылаясь на финансово-экономические трудности в Римской империи...

Еще каких-то сто с лишним лет назад эта часть крымского побережья была почти безлюдной, а открытки с первозданными горно-морскими видами подписывали: "Кокъ-Тебель". Максимилиан Кириенко-Волошин, будущий певец древней Киммерии, сначала увидел здесь лишь "скупость и скудость природы и красок", но в конце концов влюбился в "оригинальность и красоту Коктебеля" и остался верен этому чувству до последнего вздоха. Более 80 лет прошло с тех пор, как опустел всегда гостеприимно открытый для художников дом поэта, но и сегодня он манит к себе художников, поэтов, музыкантов, да и просто хиппиподобных "максимилиановолошинцев", навсегда, кажется, расположившихся лагерем у подножия горы Кучук-Энишар, на вершине которой похоронен их кумир.

Впрочем, Коктебель вызывает ассоциации не только с культовым поэтом Максимилианом Волошиным, но и с виноградом, виноделием и торговой маркой "Коктебель". Слово "меценат" теперь пишется с маленькой буквы, так как стало означать не фамилию, а, скорее, состояние души. Но люди, имеющие склонность к такой деятельности, достойны всяческой похвалы. Несмотря на финансово-экономические трудности, знакомые нам не меньше, чем Горацию, они выделили немалые средства на проведение очередного, уже юбилейного пятого, международного украино-французского симпозиума-пленэра "Виноград. Виноделие. Вино. Коктебель-2013", проходящего под эгидой ассоциации "Украина-Франция".

Вполне логично, что среди участников этого художественного мероприятия были художники из Франции и Украины. Но не только. Настоящей мультикультурности и творческой многовекторности привнесли мастера из Беларуси, Ирана, Туркменистана, России. Главный селекционер коктебельского виноградника... простите, симпозиума-пленэра, Павел Ротар объяснил свой выбор желанием вернуть Украине статус "брендовости", которым она владела во времена СССР: служить стремились - в Украине, отдыхать - в Украине, даже спокойно доживать век хотели не за Уралом или полярным кругом, а в Украине. Открытые границы дают право выбора, поэтому надо снова убеждать бывших сограждан и их потомков, что Украина принадлежит к самым лучшим местам планеты. А кто убедительнее и ярче расскажет об увиденном, прочувствованном? Конечно, художник! Правда, не обошлось без ложки дегтя - наши амбасады в Иране и Туркменистане не пошли навстречу участникам крымской художественной акции, просившим вполне на законных основаниях не брать с них, как с эмиссаров культуры, плату за визы. Ну, пополнили клерки казну государства на горстку долларов, но того, что не измеряется деньгами, страна потеряла намного больше.

Команда художников разместилась в отеле "Аравана", расположенном в поселке Курортное (на старых открытках эта местность еще носила название Отузы). На две с половиной недели творцы получили стационарные номера-мастерские и величественные виды - мечту каждого живописца (кстати, организаторы полностью обеспечили участников форума подрамниками и грунтованным полотном).

Для концентрации вдохновения едва ли не ежедневно проводили экскурсии. Часто - в места, не доступные не только "дикому" туристу, но и организованным группам. Массив Кара-Даг, к счастью для природы, - заповедная зона. Конечно, много времени было посвящено ознакомлению с виноградниками, этапами его выращивания и сбора. Пока не увидишь собственными глазами, сколько кропотливой работы вкладывается в каждую виноградную лозу, до тех пор воспринимаешь виноделие как обычный технологический процесс: собрали, перебродило, закупорили, продали. Истинные творцы вина - хранители тысячелетнего опыта, который невозможно измерить лишь параметрами содержимого сахара и спирта. Верю, что злой человек не способен создать хорошее вино, зато может мгновенно превратить его в уксус, да и то гадкий.

Да, виноделие - большой жестокий мировой бизнес, но вместе с тем - это настоящее искусство. Недаром виноградная лоза, виноградные гроздья, вино с ветхозаветного времени используют как религиозные, философские символы. Даже в украинской вышивке, в обрядовых рушниках мотив винограда встречается чрезвычайно часто. Об этой сложной символике прочитал настоящую поэму-лекцию Юрий Мельничук, заместитель директора Национального центра народной культуры "Музей Ивана Гончара".

Каждый вечер один из участников пленэра презентовал себя и свое творчество, и даже проводил мастер-классы для желающих приобщиться к секретам его мастерства.

Перед каждым художником хочется снять шляпу. Но тогда пришлось бы снять целых две дюжины шляп... А сейчас попробую хоть немного воссоздать атмосферу общения, царившую над морем под склонами Кара-Дага.

Художники не слишком публичные люди - если художник день и ночь танцует в разноканальных телешоу и без передышки блестит самовосхваляемыми интервью в глянцевых журналах, возникает резонный вопрос: "А когда же работает этот титан палитры?".

Крымский пленэр дал возможность стать свидетелем таинства создания. Завораживающее ощущение охватывает все естество, когда видишь, как филигранно точные, словно у хирурга, оперирующего сердце, движения руки с кистью рождают произведение петриковской школы росписи. Наталия Статива-Жарко работает виртуозно и легко. Но понимание того, что за этой обманчивой легкостью - годы ежедневного труда и вековая традиция, приходит тут же - как только сам пытаешься хотя бы повторить образец... Недаром петриковскую роспись предложено включить в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Удивительно, но искусство миниатюры, презентованное произведениями иранского художника с Исфахана Мосхеном Фаттани, многими мотивами и художественными приемами перекликается с традиционной украинской росписью - цветы, листья, ягодные гроздья, удивительные разноцветные птицы одинаково совершенно переплетаются в орнаментах, родившихся над Днепром и созданных над рекой Заендеруд.

Три французских художника представляли разные части Франции, различные течения и жанры искусства.

Даниэль Сум - веселый, общительный, трудолюбивый. Он, очевидно, первый схватился за краски и кисти и бросился воссоздавать на полотне невиданные ранее пейзажи. Андре Жоливе чаще можно было увидеть с компьютером, чем с карандашом. Но его продолжительное и внимательное созерцание нашего моря, гор и виноградников наконец дало результат, правда, несколько авангардный и неожиданный. Третьего гостя из Франции трудно уже и гостем назвать - более 10 лет Сирил (по-нашему Кирилл) Горишный пропагандирует с помощью фотоискусства Украину в мире, заодно возвращаясь к своим этническим корням. Настоящим праздником стало посещение тремя французами детской школы искусств в Коктебеле. Запланированный программой мастер-класс перерос в настоящий фестиваль, на котором свои таланты демонстрировали и гости, и ученики, и преподаватели.

А какие замечательные живописцы из Беларуси - умелая академическая рука и абсолютная свобода использования цвета, композиции, трактовка заданной темы. Многие художники завершили пленэр коллекцией этюдов, эскизов, которые со временем, в уютной мастерской, должны воплотиться в завершенные произведения. Представители белорусской школы живописи Олег Чубаков, Наталия Брилева, Сергей Римашевский удивили большими полотнами, на которых каждый мазок уже лежал на своем месте, - хоть тут же вставляй работы в рамы и выставляй в галерее или отправляй на аукцион.

Рахмону Умарову участники пленэра, кажется, немного позавидовали: туркменское экономическое чудо не обошло художников: заказов - на годы вперед. Школы, офисы, больницы, государственные учреждения обязательно украшают произведениями искусства. А настоящему мастеру всегда есть место под солнцем. Подумалось: а вдруг Украину засыпет деньгами, когда начнем добывать свой сланцевый газ? А вдруг олигархи бросятся украшать города и села произведениями высокого искусства? И охватит тогда нашу землю Неоренессанс, и исчезнут из фольклора басни о бедных художниках!

Виктор Бычков носит звание заслуженного художника России. Возможно, в московско-петербургских мегаполисах, как и у нас, произошла девальвация почетных регалий, но Виктор представляет Владимир, а там - не главная площадка борьбы за лавры. Его искусство не кричащее, глубокое, преисполненное сочувствия, уважения и любви к своей земле. Виктор Бычков был одним из самых отважных живописцев пленэра - даже почти заполярная погода, царившая тогда в Крыму, не помешала ему ежедневно штурмовать с этюдником горы.

Как жаль, что пленэр так быстро прошел. Но дни общения, итоговая выставка в Доме-музее Максимилиана Волошина, несомненно, добавили художникам воодушевления, впечатлений и оптимизма. Через несколько месяцев они встретятся снова. Теперь уже - под сводами Софии Киевской. Там откроется большая выставка, которая станет результатом этой большой художественной акции. Надеюсь опять увидеться там со Светланой Галдецкой, Ириной и Андреем Гроха, Александром Жарко, Костем Лавро, Михаилом Фирманом, Татьяной Ягодкиной, Василием Копайгоренко, Александрой Гордиец, Виталием и Людмилой Митченко. Со всеми художниками, делающими мир добрее, веселее, человечнее.