С тех пор как праздник Покрова провозглашен у нас Днем защитника Украины и официальным выходным, ему все больше прилаживают погоны.
И сугубо народная традиция считать Покрова покровительницей замужества словно отходит в тень. Хотя именно в этот праздничный день с раннего утра должны спешить в храм девушки, желающие выйти замуж, с древней молитвой-просьбой:
"Ой святая Покрівонько,
Покрий мою голівоньку
Хоч онучею, хоч хустиною -
Аби з доброю дитиною."
Изменились времена, исчезли старые традиции, и даже естественное желание девушек выйти замуж все чаще меняется ни к чему не обязывающими отношениями, тем более для мужчин, - зато оприличненные благозвучной дефиницией "гражданский брак". СМИ и соцсети охвачены догадками, беременна ли та или иная звезда, а если да, то от кого. Беременные звезды делают из этого интригу, рекламу, пиар, до последнего скрывая, кто же отец ребенка, - и иногда эта тайна так и остается неизвестной и для жаждущей сенсаций публики, и для родившегося ребенка, и, похоже, для звездной матери тоже. Собственно, ее статус от этого не меняется, в информационном пространстве ее до глубокой старости называют девушкой. Звезды, как водится, образцы для масс. Поэтому такие ситуации все множатся, и вместо того чтобы серьезно озаботится кризисом семьи как основы общества, все списывается на равенство отношений полов и заворачивается в модную обвертку гендерной политики. Эта семейная расхлябанность прогрессирует, искривляя общество, выхолащивая из человеческого сознания понятия родственного тепла и домашнего уюта.
…А здесь едешь по Верховине, медленно так, осторожно, выбирая среди разбитой дороги твердое покрытие для безопасного проезда, - и вдруг тормозишь, увидев чудо...
Возле церкви села Ильцы Верховинского района Ивано-Франковской области остановился свадебный кортеж. Из него вышли люди в праздничной гуцульской одежде: все, от шляп и венков на головах и вплоть до постолов на ногах, сшито, вышито, выделено, украшено собственными руками. Гуцульская свадьба! Обряд, передаваемый из поколения в поколение почти в первозданном виде. Почти - поскольку все же была продолжительная пауза в традиции: в советское время, когда все было унифицировано и стандартизировано, наряжено в белое и черное и подогнано под рабочий график чужой тетки в загсе. Почти - поскольку время все же кое-что изменило в традиции. Раньше жених и невеста ехали в церковь поодиночке и на конях, - потому что горы, обрывы, бездорожье. А сейчас здесь авто - одно другого круче. Зато куклы на них тоже в гуцульских нарядах. Как и гости на свадьбе. Все яркое, красивое, радостное. Все в предчувствии праздника!
Но в церкви лица присутствующих сразу становятся серьезными: молодая пара вступает в брак. Присягает перед Всевышним на верность и любовь.
- Не насильно ли ты, Василий, берешь себе в жены девушку Иванну? - строго спрашивает молодого парубка седовласый священник.
Брачный обряд расписан, как по нотам, не годами - веками. Молодые же, очевидно, не впервые принимают в нем участие - как пары шаферов, дружок и дружков, от самых больших до самых маленьких девушек и парней, вежливо выстроившихся за молодоженами. И впервые эти слова звучат именно для них. Только для них. И только их сегодня слышит и видит Господь. И покрывает оберегом любви и супружеской верности Матерь Божья. Поэтому и стоят они тихо и смиренно, вслушиваясь в слова батюшки, в пение церковного хора, в стук собственных сердец. Красивые, словно с картины списанные, вежливые и послушные человеческие дети. Дети Божьи произносят клятву перед небесным Отцом.
И хочется, чтобы жили они долго и счастливо, в радости, любви и браке зачиная, рождая, лелея своих детей. В свободном и богатом родном Украинском государстве. И чтобы государство наше из года в год крепло - трудом и достоинством крепких, надежных, благословенных Богом семей.