UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Вижити Україною». Страна «карточных домов»

Судя по тому, как и из чего на строительных площадках страны монтируют арматурные каркасы, к массовым разрушениям жилого сектора следует подготовиться заранее.

Автор: Светлана Исаченко

Судя по тому, как и из чего на строительных площадках страны монтируют арматурные каркасы, к массовым разрушениям жилого сектора следует подготовиться заранее.

Сразу после взрыва жилого дома в Евпатории бывший техинспектор крымского «Архдомконтроля», а ныне пенсионер Б.Лехно приехал из Симферополя на место трагедии, задаваясь, в частности, профессиональным вопросом: что произошло с железобетонным каркасом, который стягивал этажами блочные панели?

— Ведь дом рассыпался, как карточный. Хотя сварочные соединения, выполненные по всем нормативным требованиям, обеспечивают арматуре прочность целостного металла, — рассказывает Борис Аронович. — Железобетонные пояса, охватывающие этажи, должны были удержать дом. Увиденное подтвердило мои наихудшие предположения. Арматура рвалась по сварным швам. Это означает, что они были сделаны с браком. Ко всему и бетон оказался никудышным — полностью раскрошился на щебень.

— Говорят, взрыв был очень мощным.

— Если бы строили на совесть, в любом случае повылетали бы стенные блоки. Разрушения были бы значительно меньше, а следовательно, меньше было бы и жертв. То же самое я говорил, когда два года назад точно так же завалился от взрыва газа дом в Днепропетровске. Если металлическая конструкция рассыпается в местах стыка, это свидетельствует о браке сварочных работ, что рано или поздно заканчивается бедой. На всех обвалах, где мне пришлось побывать, сварная арматура была хрупкотелой, а потому быстро ломалась именно по монтажным швам. Однако, как правило, официальные акты причин строительных аварий не содержат анализа состояния арматуры и сварочных соединений, поскольку к работе комиссий не привлекают специалистов по сварке. Всю свою сознательную жизнь я воюю с бракоделами в строительстве и могу сказать, что некомпетентность, разгильдяйство и преступная безответственность были и остаются в этой сфере массовым явлением, последствия которого еще долго будут давать о себе знать.

Почти сорок лет, по долгу службы и на общественных началах, Борис Лехно контролировал сварочные работы во время производства и монтажа железобетонных конструкций в различных регионах страны. Нарушений зафиксировал — не счесть. Так, в арматурных цехах игнорировали требования относительно визуальной и инструментальной приемки продукции и испытания ее на прочность. Монтаж выполняли с грубыми нарушениями требований нормативных документов. Сваривали арматуру по диаметру чуть ли не вдвое меньшим, предусмотренным ГОСТами, еще и при минусовой температуре, запрещенными способами, применяя электроды обычного качества, что неминуемо приводило к критическим дефектам.

— Дефект во время сваривания — это будущая авария, — говорит Борис Аронович. — Даже при нагрузках, близким к расчетным, такая арматура быстро разрушается. Что уж говорить об экстремальных случаях. Особое беспокойство вызывает низкое качество сварочных работ в районах повышенной сейсмичности. Длительное время я работал в Крыму и, поверьте, имею все основания утверждать: половина построенных здесь зданий опасны для жизни. Их адреса неоднократно указывал соответствующим государственным органам — местным и столичным. Но реакции по сути никакой. Хотя брак сварочных работ настолько серьезный, что отдельные сооружения лучше вообще демонтировать.

В советские времена, рассказывает бывший инспектор, в некоторых строительных комбинатах и трестах по крайней мере были должности главных сварщиков и даже сварочные лаборатории. Сегодня же сварочные работы в строительной отрасли остались без надзора. В проектных и научно-исследовательских институтах нет специалистов-сварщиков, а инженеры-строители весьма слабо разбираются в этих вопросах. И без того сложная ситуация еще больше ухудшилась, когда в 1999 году вступил в силу ДСТУ 3760-98 «Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Общие технические условия», разработанный Институтом черной металлургии НАН Украины, НИИ строительных конструкций Госстроя, тогда еще комбинатом «Криворожсталь» и холдинг-компанией «Интермет».

— Как мне удалось выяснить, в этих учреждениях или вообще сваркой не занимаются, или мало что о ней знают, — продолжает господин Лехно. — С Институтом электросварки им. Е.Патона этот документ не согласовывали. Суть его заключается том, что за счет термического укрепления из стали одного и того же химического состава изготовляют арматуру с разными механическими свойствами. Но эффект термоупрочения во время сваривания исчезает. В результате снижается прочность каркасов, а с ней прочность и сейсмостойкость домов и сооружений. Этим ДСТУ узаконены будущие обвалы! При серьезном землетрясении последствия будут ужасающими. Сейсмологи утверждают, что даже в Киеве возможны землетрясения силой шесть баллов. А если добавить к этому сложные геологические условия на большинстве территории страны — оползни, карсты, оседание почв? Поймите, я не нагнетаю панику, а только призываю наконец посмотреть правде в глаза: из-за брака сварочных работ практически все дома и сооружения из сборного и монолитного железобетона находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

Эти более чем неутешительные выводы Борис Лехно подтверждает документально. В частности, копиями своих многочисленных обращений в строительные компании, персонально к первым лицам крымских властей, в органы прокуратуры, Министерство архитектуры и строительной политики Крыма, Госстандарт Украины, Госстрой. К кому только ни обращался! Комиссии от этих уважаемых учреждений, как следует из их официальных ответов небезразличному и активному инспектору, во время проверки изложенных им фактов, в свою очередь также фиксировали недопустимые дефекты, нарушение нормативных документов и снижение прочности сварки при монтаже арматурных каркасов на строительных площадках и предприятиях железобетонных конструкций.

— Тем не менее брак как гнали, так и гонят дальше, — говорит Борис Аронович. — Впрочем, я наивно продолжаю надеяться, что на качество сварочных работ в жилищном строительстве все же обратят внимание. Иначе МЧС без работы не останется...

А может, бывшему инспектору просто «везло» на бракоделов? И не везде такой, мягко говоря, беспорядок?

— К сожалению, сварочные работы в жилом секторе действительно выпали из-под общего контроля, — подтвердил исполняющий обязанности заведующего лаборатории сварки в строительстве Института электросварки им. Патона Александр Синеок. — Основное внимание, причем на очень высоком уровне, всегда уделяли строительству промышленных предприятий, мостов, эстакад, аэродромов. До жилищного строительства как-то не доходили руки.

Хотя, как говорят специалисты, никаких проблем вроде и не должно было возникать, поскольку вопросы, как и что сваривать, детально регламентировались нормативными документами. Качество работ оставалось на совести их исполнителей. Однако десять лет назад государство, которое и так особенно не занималось жилищным строительством, вообще загнало его в тупик новыми стандартизированными техническими условиями, которые не устанавливали конкретных требований к свариваемости проката. Соответственно не стало какой-либо возможности контролировать этот показатель, а следовательно, и сварочные работы.

Дело в том, что раньше строительные компании заказывали по ГОСТу 5781-82 «Сталь горячекатаная для армированных железобетонных конструкций». Она качественно сваривалась, если, конечно, это делали квалифицированные и добросовестные специалисты. Серьезные проблемы на строительном рынке возникли именно с появлением ДСТУ 3760-98, который по требованию зарубежных нормативных документов дал зеленый свет изготовлению проката путем термомеханического упрочения. Его разрабатывали и принимали конкретно под «Криворожсталь» для выхода продукции главного металлургического комбината страны на мировой рынок. Со временем подавляющее большинство отечественных металлургических предприятий начали успешно катать на экспорт термоупроченный прокат. Иностранные строительные компании с готовностью его заказывали, используя в самых ответственных конструкциях. По всем характеристикам он не уступал лучшим мировым образцам. К тому же высокое качество металла достигалось низкими финансовыми затратами за счет экономии на ряде трудоемких операций в процессе выплавки и на дорогих легированных элементах.

Все было бы замечательно, но термоупроченная арматура попадала и на внутренний строительный рынок. Металлурги в сопроводительных документах, наряду с новым ДСТУ, через запятую отмечали и старые ГОСТы, на которые «покупались» строители. Им было невдомек, что эта арматура не подлежит электросварке. За границей это не имеет никакого значения. Там металлические конструкции не сваривают, а соединяют механическими способами — берут на муфты, вяжут специальной проволокой. У нас же вся строительная отрасль, в прямом смысле, держится на сварочном аппарате.

Как только на рынке появилась термоупроченная арматура, специалисты Института электросварки им. Патона сразу же предостерегли — по крайней мере все мостостроительные организации — от ее покупки, чтобы потом не пришлось сушить голову, что и как варить, и не исправлять сделанное. Серьезные потребители арматуры, у которых сохранился высокий уровень инженерных кадров, не применяют термоупроченный металл по ДСТУ, а заказывают его именно по советским ГОСТам и не имеют со свариванием никаких проблем. Но некоторые строители по неведению все же покупают этот металл, который по документам вроде отвечает известным им нормам относительно свариваемости.

— Чтобы правильно выбрать способы и режимы сваривания, строители должны четко знать марку стали, сплав и ее класс, — рассказывает Александр Синеок. — Однако, учитывая положение дел с законодательной базой, единственная возможность это выяснить — каждый раз отправлять приобретенную партию металла на спектральный анализ. Разумеется, этого никто не будет делать. Да и не нужно — все вопросы должны сразу регламентироваться нормативными документами. Сколько мы ни бились над тем, чтобы Госстрой конкретизировал ДСТУ аналогично ГОСТам и требовал от производителей проката его сурового соблюдения, исправить эту, без преувеличения, критическую ситуацию так и не удалось. Наши металлургические заводы и металлобазы — в частных руках. Для них главное — продать как можно больше продукции. Они не будут объяснять строителям, что их прокат имеет предостережения относительно сваривания. Полагаться же на грамотность и совесть строителей, к сожалению, не приходится.

Вместо согласования нормативной базы, что автоматически налагало бы ограничение, на, можно сказать, беспредел металлургов, Госстрой (ныне этими вопросами ведает Министерство регионального развития и строительства) издал многочисленные рекомендации и распоряжения относительно применения проката по ДСТУ при проектировании и изготовлении железобетонных конструкций. В Институте Патона, чтобы не оставлять строителей наедине с проблемой, разработали способы сваривания термоупроченной арматуры до класса А600, а недавно предложили принципиально новый метод соединения и для еще более высоких классов прочности — обжимания металла взрывом, что исключает его перегрев. Во всех случаях во время экспериментальных испытаний разрывался основной металл — шов оставался неповрежденным.

— В общем, если сварка выполнена как полагается, арматурный каркас способен выдержать значительные нагрузки, — говорит Александр Георгиевич. — По крайней мере он не должен разрушаться по сварным соединениям. Естественно, внедрение новых технологий требует средств. Как свидетельствует практика, подрядчики в этом не заинтересованы: к чему лишние затраты, если можно делать по-старому и получать сверхприбыли? В мостостроительных организациях по крайней мере есть пооперационный контроль, обязательно варятся образцы, а потому вовремя можно исправить ошибку. Что и как сваривают в практически бесконтрольном жилом секторе — никому неизвестно.

— Но ведь для этого существует государственная строительная инспекция, не говоря уже о входном контроле, чтобы в строительстве был хотя бы элементарный порядок?

— На монтажную площадку никого не пустят просто так. Даже с удостоверением Госстроя. Нужно заранее предупредить о проверке. За это время, будьте уверены, к ней подготовятся и продемонстрируют инспектору даже термопеналы для хранения электродов, которыми на самом деле мало кто пользуется. В идеале во время сооружения жилого комплекса инженер-сварщик или на крайний случай техник должен разработать инструкцию по сварке и обеспечить пооперационный контроль за сварочным процессом. В реальности сварщики получают расценку за один стык и гонят их количество без какого-либо надзора сырыми, а не прожаренными в специальных печах электродами обычного качества с использованием переменного, а не постоянного, как положено, тока. При таком отношении к работе даже на идеально сваренном шве будут так называемые холодные трещины. Излишне объяснять, к чему они в конце концов приведут. Заметьте, квалифицированный сварщик сегодня — на вес золота...