UA / RU
Поддержать ZN.ua

Патент как топливо практической заинтересованности

«Если не кормишь свою армию, будешь кормить чужую» — эти слова Наполеона сегодня стоит переиначить: «Если не кормишь своих изобретателей, будешь кормить чужих»...

Автор: Валентина Гаташ

Выдача патентов на изобретения поддерживает горение гения, добавляя в его огонь топливо практической заинтересованности.

Авраам Линкольн

«Если не кормишь свою армию, будешь кормить чужую» — эти слова Наполеона сегодня стоит переиначить: «Если не кормишь своих изобретателей, будешь кормить чужих». Мы как раз и кормим чужих интеллектуалов, закупая для предприятий зарубежное оборудование, а для себя — зарубежную электронику и прочие товары народного потребления. Каждый раз, купив мобильный телефон или автомобиль новой модели, мы платим заложенный в их стоимости процент неведомому нам изобретателю или фирме за рубежом.

В частности, каждый, кто приобретет Toyota, оборудованную гибридным двигателем, отдаст свою лепту изобретателю Александру Северинскому, который так и заявляет: «Теперь часть цены каждой этой машины идет мне в карман». Выпускник Харьковского института радиоэлектроники 1967 года, он в 1978 году эмигрировал в США и занялся там проблемой высокого расхода топлива в автомобилях. К тому времени уже существовали запатентованные технологии гибридных двигателей, но они не умели незаметно переключаться. Александр Северинский разработал электронную систему, которая обеспечивала непрерывную подачу мощности с бензинового привода на электрический. В 1994 году он запатентовал свое изобретение, однако за вознаграждение ему пришлось побороться.

Изобретение, которое опередило время, но дождалось своего часа

Получив патент, Александр Северинский долгое время обивал пороги мировых автоконцернов, включая Toyota, с предложением наладить выпуск гибридов, но везде получал отказ. Однако в конце 90-х нефть на мировых рынках подорожала, многие страны начали регламентировать уровень выброса углекислого газа — пришла мода на экономичные автомобили.

— Toyota только через 10 лет после моего изобретения поняла, что без него нельзя сделать коммерческие авто, — иронизирует Северинский.

Эти автомобили начали пользоваться повышенным спросом — всего в мире их продано уже около трех миллионов. Ученый подал на японских автопроизводителей в суд. Имея патент, Северинский, к тому времени создатель компании PAICE по разработке автомобильных новшеств, выиграл суд у Toyota. Речь шла о нарушении его прав как изобретателя технологий, использовавшихся при производстве предыдущих версий моделей Toyota Prius, Lexus RX400h и гибридных вариантов Toyota Highlander. Его компания получила более 4 млн. долл. или по 25 долл. за каждый проданный автомобиль. Однако Северинский посчитал, что этого мало.

— Если вы хотите продать гайку, то это очень большая компенсация. А если автомобиль, то маленькая, — пояснял он.

Последующая судебная тяжба длилась шесть лет. В результате нынешним летом представители компании Toyota пошли на мировое соглашение и приняли требования Северинского. Можно сказать, что изобретатель взял японцев измором. У них не оставалось другого выбора, поскольку на носу было начало слушаний в Международной торговой комиссии, которая на время разбирательства могла приостановить американский импорт Toyota Prius и других гибридов, что нанесло бы компании непоправимый финансовый ущерб. Теперь ежемесячные отчисления в пользу изобретателя составляют 1,2 млн. долл., или по 98 долл. с каждого выпущенного автомобиля.

Эта сенсационная история, попавшая в мировые новостные ленты, вызвала большой интерес и в Украине, возобновив практически утихшую дискуссию о нелегкой судьбе изобретателей в нашей стране.

Патент патенту рознь

— Смог бы Северинский, останься он в Харькове, запатентовать в 1994 году свое изобретение? — спрашиваю Дмитрия РОМАНЕНКО, патентного поверенного, руководителя одного из патентных агентств Украины.

— Вы помните главного героя из книги Марка Твена «Янки при дворе короля Артура»? Деловой американец конца XIX века, попав в средневековую Англию, начал свою деятельность по реформированию с открытия патентного ведомства, так как считал, что «…страна без бюро патентов и без твердых законов, защищающих права изобретателей, подобна раку, который может двигаться только вбок или назад». Это действительно так, поэтому Патентное ведомство Украины начало свою работу почти сразу после образования независимого государства. Первый патент на изобретение был выдан уже в 1992 году. Так что в 1994 году, если бы Северинский жил в Харькове, он вполне мог бы получить полноценный украинский патент на изобретение.

— А мог бы он так же эффективно защитить свои права?

— Судя по сообщениям, Северинский подал первый иск против Toyota в 2004 году. К этому времени украинское законодательство в сфере интеллектуальной собственности было уже достаточно развито, да и грамотных специалистов в этой сфере хватало. Поэтому считаю, что в 2004 году украинский изобретатель мог вполне рассчитывать на эффективную защиту своей интеллектуальной собственности.

Однако, будучи гражданином США, он защитил свое изобретение американскими патентами. Напомню, что патенты действуют на территории только той страны, в которой они выданы. Японская корпорация Toyota вполне могла производить свои автомобили с гибридным двигателем у себя в Японии и продавать их где угодно, кроме США, так как американские патенты Северинского действуют только на территории этой страны. Но для Toyota Америка является перспективным рынком сбыта, поэтому ей было намного дешевле согласиться выплачивать изобретателю лицензионное вознаграждение за использование его патентов, чем на несколько лет лишиться права поставлять автомобили в США.

Я не думаю, что Toyota считает рынок Украины столь же перспективным для массовых продаж гибридных автомобилей. Поэтому вполне вероятно, что японская компания могла бы просто отказаться на некоторый период времени от поставок автомобилей этого типа в нашу страну, чтобы не платить владельцу украинского патента. Дело в том, что патент на изобретение не вечен — он действует лишь 20 лет. То есть в 2014 году уже ничто не мешало бы Toyota вполне легально и совершенно бесплатно использовать изобретение, запатентованное в Украине в 1994 году. Так что Северинский мог бы запретить Toyota использовать его изобретение в Украине, но вряд ли смог бы добиться от автоконцерна лицензионных платежей, располагая лишь украинскими патентами. Однако он, как и любой украинский изобретатель, мог при желании и финансовой возможности получить патент США, Великобритании и любой другой страны.

— Есть ли у нас специалисты, которые помогли бы ему отстоять его права в битве с юристами Toyota?

— В случае, если бы Toyota оспаривала действие украинского патента на изобретение, она обратилась бы за помощью к украинским юристам. Со стороны владельца патента в суде тоже выступали бы наши украинские юристы. Поэтому отвечу так: в нашей стране есть грамотные юристы в этой сфере, чтобы помочь Toyota, а также не менее грамотные юристы, чтобы защитить изобретателя.

— Известны ли вам в Украине судебные дела, связанные с патентованием?

— Подобных судебных дел немало. Вот, например, два проходивших в Харькове и закончившихся в пользу авторов изобретений. В этих процессах разработчики двух медицинских препаратов, владельцы патента Украины № 14535 «Антимикробные капли для лечения отитов «Аурисан» и патента Украины № 20234 «Антимикробные глазные капли «Офтадек» требовали у фармацевтической фабрики выплаты лицензионного вознаграждения и выиграли в обоих случаях. Судебные дела возбуждались даже из-за рационализаторских предложений.

— Насколько развита патентная сфера в нашей стране?

— Количество выданных патентов на изобретения за годы независимости Украины превысило 96 тысяч. За прошлый год, например, было выдано 4002 патента на изобретения. Для сравнения: в США в прошлом году было выдано 190 тыс. патентов, а во всем мире ежегодно выдается около 750 тыс. патентов.Общепризнанными лидерами в этой сфере, помимо США, являются Япония, Китай, Германия, Великобритания, Южная Корея. Показатели Украины при таком сравнении выглядят далеко не впечатляющими, но, по большому счету, нужно радоваться и этому. Наши люди продолжают создавать новые технические решения вопреки развалу экономики, низкому уровню жизни и нищенскому финансированию научных разработок.

— Чего наша страна уже достигла в этой сфере и чего еще не хватает?

— В Украине с нуля создана работающая система защиты интеллектуальной собственности. Надо отдать должное всем людям, стоявшим у истоков ее создания и развивавшим ее все эти годы. По сути, это одна из немногих государственных систем, которая действительно стабильно работает в нашей стране и не зависит от политических штормов. Выдаются патенты, свидетельства на торговые марки, регистрируются авторские права, даже проводится конкурс «Изобретение года».

Есть и проблемы. Большинство из них связано с несовершенным законодательством, в котором один нормативный акт противоречит другому. В качестве курьеза могу привести такой пример: в 488-й статье Гражданского кодекса Украины есть два абсолютно одинаковых пункта — 4-й и 6-й. Готовый законопроект прошел все согласительные комиссии Верховной Рады и был проголосован депутатами. И никто — ни комиссии, ни депутаты этой ошибки не увидели. Так до сих пор и существует два одинаковых пункта названной статьи.

Имеются и другие преграды развитию системы интеллектуальной собственности. Почему в лидерах патентования числятся США, Китай и Япония? Успехи Китая связаны с тем, что в стране было проведено много реформ в области науки, увеличились государственные расходы на научные разработки, а также были обеспечены юридические права частного бизнеса, и именно на этих предприятиях стали вестись научные исследования. В США и Японии научные разработки финансируются в основном за счет частного бизнеса. Наибольшее число патентов выдано здесь частным компаниям: IBM, Samsung, Microsoft, Canon, Panasonic, Toshiba.

А что в Украине? Инвестиционная привлекательность страны для иностранного бизнеса крайне низка. Отечественный крупный бизнес в науку и новые технологии практически не вкладывает средства, эксплуатируя изношенное оборудование, а среднему и малому бизнесу не до изобретений. Что делать? Развивать бизнес, стимулировать применение новых технологий, стимулировать научные разработки, проводимые за счет частных структур. Этот путь в свое время прошли Япония, Южная Корея. Результаты мы видим в автосалонах и магазинах бытовой техники.

— Каковы плюсы и минусы с точки зрения патентования у изобретателей-одиночек и сотрудников частных или государственных организаций?

— Для изобретателей, которые подают патентные заявки от своего имени, размер патентных пошлин снижен в 20 раз. Но одиночкам сложнее реализовать свой патент, найти инвестора, выйти на международный уровень и запатентовать свою разработку в других странах. Организациям, желающим запатентовать свое изобретение, нужно платить все госпошлины в полном объеме, зато у них намного больше возможностей извлечь из патента прибыль. Зарубежное патентование тоже не будет для них настолько затруднительным.

Что касается государственных учреждений, то я, проработав девять лет в патентном отделе одного из нефтегазовых НИИ, несколько скептически отношусь к патентам, которые выдаются на имя подобных организаций. Да, сами разработки бывают очень перспективными, но их внедрение, как правило, затруднено. Требуется большое количество обоснований, разрешений, подписей и согласований. В результате изобретатель будет вынужден включать в число соавторов своего изобретения начальство разных уровней, иначе даже воплотить разработку в «железе» не получится, не говоря уже о внедрении на производстве.

* * *

То, что было очевидным и раньше, теперь подтверждает экономическое исследование: на технологический прогресс в США работает интеллектуальная иммиграция всего мира. В работе Уильяма Керра из Гарвардской школы бизнеса и Уильяма Линкольна из Мичиганского университета исследовались флуктуации числа специалистов-иммигрантов, получивших визу для работы в Америке с 1995-го по 2008 год. Оказалось, что увеличение количества виз приводило к росту числа патентов, авторами которых являются ученые и инженеры из Индии, Китая и других стран, работающие по временным контрактам в научных институтах и фирмах.

Что касается гибридного двигателя, то компания Северинского PAICE заключила недавно выгодное соглашение с Ford Motor на право автоконцерна использовать технологию при производстве гибридного варианта модели Ford Fusion. А сам изобретатель загорелся уже другими идеями, которые опережают время, — создания синтетической нефти и строительства небольших атомных электростанций. Северинский уверен, что они тоже дождутся своего часа.