Самую большую долю всех отходов в Украине составляют отходы добывающей промышленности (73,6% на 2016 г.). Объем их - самый высокий среди европейских государств. На территории нашего государства есть 344 места для накопления отходов добывающей промышленности. Многие из них не отвечают нормам экологической безопасности и представляют опасность загрязнения значительных территорий. Исходя из этого, сфера обращения с отходами добывающей промышленности требует особого внимания и приведения нормативной базы в соответствие с законодательством Европейского Союза.
Отходы добывающей промышленности образуются в процессе добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых. Большие объемы этого вида отходов обусловлены тем, что количество полезных ископаемых, даже в высококачественных рудах, составляет лишь небольшую часть от их общей массы.
Опасность, которую представляют места накопления отходов добывающей промышленности, имеет два аспекта.
Отходы добывающей промышленности, в частности, образующиеся при добыче цветных металлов, содержат большое количество опасных химических веществ, а именно: тяжелые металлы, концентрация которых в организме человека может нанести непоправимый ущерб здоровью. Кроме того, официальная статистика подтверждает, что уровень заболеваемости органов дыхания среди населения, проживающего в районах размещения сооружений для накопления отходов, значительно выше по сравнению с населением, проживающим в других местах.
Эти опасности связаны с уровнем устойчивости и безопасности сооружений для накопления отходов добывающей промышленности.
Аварии на сооружениях для накопления таких отходов приводят к неконтролируемым сбросам загрязняющих веществ, а отсюда - возникновение чрезвычайных ситуаций, загрязнение экосистемы, обеднение биоразнообразия и негативное влияние на здоровье людей.
Об этом свидетельствуют относительно недавние масштабные аварии в Румынии - Бая-Маре (2000) и Бая-Борса (2005), когда по вине золотодобывающей компании Aurul прорвало плотину и воды с цианидами попали на фермерские угодья, а позже и в реку Сомеш. Загрязненные воды дошли до Тисы, а потом до Дуная, что привело к гибели большого количества рыбы в Венгрии и странах бывшей Югославии. Аварию в Бая-Маре назвали опаснейшей экологической катастрофой после Чернобыля. Через пять лет регион был поражен утечкой загрязненной воды (на этот раз тяжелыми металлами). Прорыв дамбы в Бая-Борса привел к тому, что 20 тыс. куб. м воды, отравленной солями цинка, свинца, меди, попали в Тису.
Вспомним и об экологической катастрофе в 1983 г. в Украине, в городе Стебник, когда после сильного дождя прорвало дамбу хвостохранилища, в котором находились отходы производства калийных минеральных удобрений. В результате 4,5 млн куб. м высококонцентрированных рассолов попали в Днестр, что привело к разрушению дорог и мостов, было уничтожено свыше 2 млн кг товарной рыбы и малька, возникли перебои в водообеспечении Черновцов и других городов. Разрушительную силу калийных солей остановили лишь в Новоднестровском водохранилище, которое находится на расстоянии 500 км от Стебника, где соли осели толстым слоем на глубине 14-15 м.
Не единичны и случаи горения терриконов на Львовщине. Пожары на них очень сложно погасить. При горении терриконов высвобождается множество загрязняющих веществ, а в комбинации с водой образуются кислые воды, являющиеся источником загрязнения подземных и поверхностных вод.
Европейские стандарты в сфере обращения с отходами добывающей промышленности
Для предотвращения таких катастроф Европейский Союз принял Директиву об управлении отходами добывающей промышленности, которой вносятся изменения в Директивы 2004/35/ЕС.
Анализируя положение директивы, можно утверждать, что внимание в этом документе сосредоточивается на:
1) разрешительной системе относительно эксплуатации сооружений для накопления отходов (установлены четкие процедуры для выдачи таких разрешений);
2) планах управления отходами, которые обязаны составлять все операторы сооружений для накопления отходов. В них содержится информация о возможном негативном влиянии на окружающую среду и здоровье людей, мероприятия по предотвращению такого влияния, меры по закрытию сооружения (включая восстановление территории, подвергавшейся негативному влиянию), а также по контролю и мониторингу состояния сооружения;
3) классификации мест для накопления отходов. Выделены сооружения категории А, содержимое которых представляет особый риск для окружающей среды и здоровья людей. Для таких сооружений предполагаются повышенные требования, а именно: формирование политики по предотвращению значительных аварий, разработка системы управления безопасностью для реализации этой политики, разработка внутреннего и внешнего планов на случай аварий и т.п.;
4) финансовых гарантиях для обеспечения восстановления территории, подвергшейся негативному влиянию отходов добывающей промышленности;
5) работах по закрытию сооружений для накопления отходов (с возложением на операторов сооружений для накопления отходов обязанности восстанавливать территорию, подвергавшуюся негативному влиянию содержимого таких сооружений). Кроме того, предполагается постоянный мониторинг состояния закрытых сооружений;
6) мероприятиях по предотвращению ухудшения состояния водных ресурсов, загрязнения воздуха и почвы.
Положения директивы устанавливают ряд требований, которым должны отвечать сооружения для накопления отходов добывающей промышленности. К этим сооружениям относятся объекты, предназначенные для накопления добывающих отходов в жидком виде (хвостохранилища) или добывающих отходов в твердом виде (терриконы, отвалы).
Операторы таких сооружений для отходов должны обеспечить, а государственные органы контролировать, чтобы они не наносили ущерб водным ресурсам и почве, не загрязняли атмосферного воздуха.
Состояние регулирования сферы обращения с отходами добывающей промышленности в Украине
27 июня 2014 г., заключив Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, Украина взяла на себя обязательства имплементировать ряд международных документов, в том числе Директиву 2006/21/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС об управлении отходами добывающей промышленности и внесении изменений и дополнений в Директивы 2004/35/ЕС.
Современное состояние сферы обращения с отходами добывающей промышленности характеризуется низкой степенью соответствия положениям этой директивы. В частности, несоответствие касается ряда определений, разработки планов управления отходами добывающей промышленности на уровне предприятий, внедрения финансовых гарантий и требований к инвентаризации и приведению к надлежащему состоянию закрытых и покинутых мест для накопления отходов добывающей промышленности.
Законодательные нормы, регулирующие обращение с отходами добывающей промышленности, очень распылены. Специального закона, который регулировал бы эту сферу в Украине, нет. Для управления отходами добывающей промышленности применяют положения Закона "Об охране окружающей природной среды Украины", которым предусмотрены общие правила экологически безопасного обращения с отходами, и Закона "Об отходах", которым установлены рамки обращения с отходами, предусмотрены правовые, организационные и экономические принципы деятельности, связанной с предотвращением или уменьшением объемов образования отходов и операциями обращения с отходами. Соответствующие проблемы частично затрагивают некоторые сопредельные законы, такие как Кодекс о недрах, Горный закон Украины и др. Большинство нормативных актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами добывающей промышленности, принадлежат к подзаконным актам, являющимся узкоспециализированными и регулирующим лишь отдельные аспекты деятельности в сфере обращения с отходами. Такое состояние нормативно-правового регулирования объективно несет риск ослабления контроля и ответственности за выполнение соответствующих требований.
Кроме того, отсутствие должного правового регулирования является причиной того, что большинство сооружений для накопления отходов в Украине находится в аварийном состоянии и представляет опасность для экосистемы региона, в котором они размещены. Потенциально опасные места для накопления отходов добывающей промышленности обнаружены во Львовской, Днепропетровской, Запорожской, Луганской и Донецкой областях, где хранятся десятки и сотни миллионов кубометров отходов. Аварии на таких объектах, принимая во внимание их территориальное расположение, представляют угрозу загрязнения больших территорий и водоемов.
Принимая во внимание приведенные факты, адаптация национального законодательства к правовым нормам Европейского Союза требует особого внимания в сфере управления отходами добывающей промышленности. Необходимо принять закон, который регулировал бы эту сферу отношений с учетом всех требований и положений Директивы 2006/21/ЕС об управлении отходами добывающей промышленности и изменений и дополнений к Директиве 2004/35/ЕС. Кроме того, обязательными являются инвентаризация всех мест накопления отходов, выявление требующих рекультивации и ее проведение.