Ассоциации владельцев авторских прав продолжают судебное преследование организаторов и пользователей файлообменных сетей. И, как правило, побеждают. Но сама природа современного Интернета играет с ними плохую шутку. Максимум, чего им удается добиться судебными исками, это увеличение в Сети количества анонимных, лучше защищенных и неуязвимых к легальному или любому другому преследованию способов распространения информации. Можно сколько угодно запускать лоббистскую машину для законодательного «углубления и расширения» копирайта. Но сам копирайт в его настоящем, неприемлемом для интеллектуального и художественного развития человечества, виде под влиянием современных технологий превращается в фикцию.
Конец лета принес приятные новости американским организациям правовладельцев: они уже в который раз выиграли судебное дело против самого мощного файлообменного портала мира — The Pirate Bay. Окружной суд Стокгольма одобрил решение закрыть доступ к трекеру вплоть до завершения судебного разбирательства всех претензий к ТРВ со стороны Sony, Disney, Universal и других «добрых самарян», а шведскому провайдеру Black Internet, обеспечивающему доступ к ТРВ, запретил предоставлять соответствующие услуги.
Трекер действительно не работал несколько дней (не полностью — просто зайти на него могли не все желающие), но уже 26 августа поднялся в полный рост. Пираты выдали запись в блоге, который начинался словами: «Мы совершенно уверены: если каждый будет исполнять свои обязанности... мы докажем, что способны защитить наш Интернет...». Слухи о смерти снова оказались несколько преувеличенными. Хотя на этот раз ТРВ, не исключено, действительно ждут важные изменения.
Косвенным доказательством того, что команда и клиенты TPB заранее готовились к серьезным неприятностям, является то, что еще 15 августа среди «раздач» Пиратской бухты появилась… полная база данных всех раздач трекера, что позволяло, по крайней мере теоретически, создать «зеркало» трекера в течение нескольких часов.
Собственно, один проект — «зеркало» ThePirateBay, по адресу https://www.btarena.net/ , уже был запущен, несмотря на еще живого «отца». Тем не менее «зеркало» вышло каким-то, честно говоря, кривоватым. По крайней мере немало контента из реальной Пиратской бухты на «копии» найти не удается.
Но будущее флагмана пиратского флота, несмотря на счастливое воскрешение, остается весьма неопределенным. Пикантности ситуации прибавляет тот факт, что шведская компания Global Gaming Factory подтвердила покупку The Pirate Bay. Известна даже сумма соглашения — 60 млн. шведских крон, т.е. около 8 млн. долл. К тому же GGF задекларировала свое намерение сделать из TPB легальное и прозрачное предприятие, а всех 25 млн. пиратов перевоспитать в законопослушных пользователей.
Сама Global Gaming Factory, несмотря на название, не занимается разработкой игр, а позиционирует себя «владельцем самой большой в мире сети интернет-кафе и игровых центров» и предлагает свои услуги как «мощный медиа-канал» — с его помощью можно получить доступ к четко определенной туристической и геймерской аудитории.
Финансовая сторона функционирования легальной Пиратской бухты довольно запутана. Теоретически новые пользователи за доступ к ресурсу будут платить абонентную плату, которой GGF намерена откупаться от правовладельцев. Но вместе с тем активные «сидеры-раздатчики» будут получать от владельцев трекера какие-то финансовые бонусы.
Подробностей о том, кто, как и когда станет заниматься юридической оценкой легального статуса одного миллиона имеющихся сейчас на TPB торрентов, GGF, к сожалению, не спешит разглашать. Как и механизма ценообразования абонентной платы. Не до конца понятно и то, как компания собирается улаживать ситуацию, когда пользователь платит за доступ к трекеру с намерением получить определенные программы, а на середине закачки правовладелец закрывает доступ к этим продуктам, оставляя клиента с половиной нужного файла и без денег, израсходованных на покупку доступа к трекеру. Зная о финансовой скромности сообщества правовладельцев и их готовности к самопожертвованию во имя благосостояния пользователей, новым владельцам ТРВ можно искренне пожелать успехов. Если им удастся гармонизировать отношения двадцати пяти миллионов пиратов и MPAA вместе с RIAA да еще и получить при этом какую-то выгоду — обеспечение мира на всей планете будет для GGF просто детским развлечением.
Из ситуации, в которой оказался новый владелец легендарного домена, можно предвидеть два вероятных пути выхода. Первый, к сожалению, наиболее реалистичный, состоит в том, что по адресу бывшего The Pirate Bay вскоре появится будничный и банальный онлайновский магазин медиаконтента. И у этого магазина с флагманом интернет-пиратов будет не больше общего, чем у наливайки «Корсар» в курортном городке с «Золотой ланью» Дрейка. Еще месяц-два новые владельцы будут радоваться высокому трафику, а потом любители свободной информации потихоньку разбредутся по более мелким трекерам.
Существует, правда, и более оптимистичный сценарий развития событий. Новые владельцы трекера наложат запрет на воспроизведение самого свежего и массового кино, песенок Бритни Спирс — словом, к чему больше всего стремится босоногая молодежь. Вместо этого «в эфире» останется несколько сот тысяч торрентов с медиаконтентом, который у правовладельцев продается не слишком успешно. И на это последние закроют глаза, получая лишь небольшие отступные от Global Gaming Factory. В таком случае трекер тоже потеряет немалую часть аудитории, особенно юной, но превратится в некий «интеллигентский» ресурс, куда ходят скорее за полным собранием Баха, чем за последним голливудским блокбастером.
Обнадеживающим для приверженцев ТРВ является тот факт, что GGF вместе с трекером приобрела еще и компанию Peerialism, специализирующейся на усовершенствовании технологии файлообмена. Сотрудники Peerialism утверждают, что они разработали новые, значительно более эффективные формы файлообмена, которые дадут возможность снизить нагрузку на сети при передаче больших медиафайлов. GGF собирается профинансировать наладку технологии, а бренд «Пиратская бухта» должен вызывать высокий уровень доверия к ней у специфической целевой аудитории.
Старая команда ТРВ довольно оптимистически настроена относительно новых владельцев ресурса. В блоге трекера «отцы-основатели» утверждают, что к продаже их побудил «застой» ресурса, не модернизировавшийся в течение нескольких лет, а «в Интернете ресурс или эволюционирует, или умирает». Члены бывшей команды надеются, что политика новых владельцев ресурса не слишком будет отличаться от их политики, поскольку если GGF «все испортит», то просто потеряет целевую аудиторию ресурса.
Сложно сказать наверняка, удастся ли GGF — или кому-либо другому — сделать действительно эффективный проект легального файлообмена. Из всего видно, что MPAA (Motion Picture Association of America — американская ассоциация кинокомпаний), RIAA (Recording Industry Association of America — американская ассоциация звукозаписи) и их европейские аналоги не настроены на серьезные компромиссы. Их участники свято верят, что, собрав солидный пакет авторских прав «на все, что двигается», можно до бесконечности удлинять срок его действия, укрупняя таким способом стоимость своих активов. В течение 30, 50, а теперь уже 70 лет после написания музыки закон защищает «имущественные права» «автора», которые их реальный автор за небольшие деньги продал более чем полстолетия назад предусмотрительным дядечкам из «крупной звукозаписывающей пятерки». Между прочим, последнее удлинение срока действия авторского права на музыку в ЕС, состоявшееся в апреле этого года, вышло еще и «урезанным», потому что сначала его предлагалось увеличить до 95 лет. Украина здесь бежит даже впереди европейского паровоза — у нас и так авторское право действует в течение 70 лет после смерти автора!
А сейчас попробуйте представить ситуацию, в которой произведения Баха в течение 70 лет после его смерти можно исполнять только с разрешения его родного собора — как правовладельца. Круг желающих приобщиться к высокому существенным образом уменьшается. Его ученики не могут свободно играть его произведения. Подозрительно похожая музыка последователей преследуется судами. Так сколько, спрашивается, людей будут помнить об авторе и его произведениях через 70 лет после его смерти?
Далее заметим, к соборам прибавились гаражи, клубы, данс-холлы и все другие места современного музыкального самовыражения, где творят тысячи талантливых и не очень композиторов, весь продукт которых, за исключением экстремальных случаев, исчезает за железными воротами «авторского права» звукозаписывающих компаний. И если какое-то произведение в течение десятилетий не переиздается и не приносит правовладельцам хорошую прибыль, оно все равно остается защищенным, изъятым из оборота на более чем полстолетия, то есть обреченным на смерть. Очевидно, налицо химерический образец общественной лоботомии.
Но право и закон — вовсе не синонимы. И законы, пролоббированные музыкальными толстосумами, с точки зрения общественного восприятия не являются органической частью права. И сколько бы ни повторяли, что «скачивание из Интернета — это та же кража из магазина», количество пиратов и магазинных воров несравнимо.
И пока авторское право будет оставаться не гармонизированным со здравым смыслом и интересами развития общества, пираты будут. И неважно, будут ли это «зеркала» ТРВ, новые трекеры, зарегистрированные в африканских странах, децентрализованные или криптозащищенные протоколы нового поколения: пока перед каждым монитором не будет стоять по полисмену, ветер в черных парусах не переведется, и многомиллионные команды «единомышленников» и далее будут поддерживать социальную справедливость. На свой страх и свое усмотрение.
Когда верстался номер, стало известно, что шведская фондовая биржа запретила Global Gaming Factory предлагать свои акции после того, как стало известно, что компания ввела в заблуждение инвесторов утверждением, что у нее есть достаточное количество средств для приобретения ТРВ.